Волшебная флейта на двоих

Я родился в Лениногорском районе в деревне Каркани. К музыке тянулся с детства. Научившись по слуху играть на гармошке, я переиграл на ней весь знакомый мне репертуар; играл на свадьбах, деревенских танцах.

В 1959 году я приехал в Казань и подал документы в медицинское училище. Однако случай распорядился таким образом, что, проходя как-то мимо музыкального училища и услышав звуки, я остановился. «Что, нравится музыка? — спросили меня стоявшие у здания преподаватели. — Пойдём, мы тебе училище покажем». Училище мне показал А. Геронтьев и привёл меня к директору И.В.Аухадееву, который, проверив мои данные, предложил заниматься на любом из отделений. Я выбрал флейту. До этого А. Геронтьев, долго играя на ней, показал мне, насколько может быть обворожителен по звучанию этот маленький инструмент.

Документы из медицинского училища я забрал и поступил в музыкальное. Надо сказать, что мне повезло с самого начала: меня окружали замечательные, душевно щедрые люди.

Нашим классным руководителем была К.З.Щербинина — человек, который знал о нас всё. Клавдия Захаровна помогала нам заниматься по всем предметам, знала о наших бытовых трудностях и поддерживала нас. А.К.Ситников — преподаватель физического воспитания также помогал нам в устройстве нашего быта. На первом этаже училища нам, трём деревенским паренькам, выделили класс, и мы жили там. Училище оказывало нам, студентам из деревень, мате¬риальную помощь (в то время стипендии были небольшие и из директорского фонда нам выделяли некоторые средства).

С первых дней пребывания в училище мы буквально «окунулись» в прекрасный мир музыки, слушая её там, где это только было возможно: дома, у преподавателей, у друзей, посещали концерты приезжавших в Казань на гастроли выдающихся музыкантов, которые проходили в зале Дома офицеров (посещение филармонических концертов профком организовывал бесплатно). И, конечно, мы занимались и занимались, четыре-пять часов занятий по специальности были нормой. В шесть часов утра в училище было уже невозможно найти свободный класс. У многих не было своих инструментов, поэтому приходилось играть на ин¬струментах училища. Первые два года и у меня не было своей флейты, у нас с А.Мингазетдиновым, позднее ставшим солистом оперного театра, была одна флейта на двоих. И тем не менее за четыре года (а практически за два) мы полностью освоили программу музыкального училища, разучили сложный концертный репертуар: «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, концертные этюды В.Цыбина, его же три концертных Аллегро и т. д. Запомнился мне сольный концерт на третьем курсе. Мы с А. Мингазетдиновым играли концерт для флейты с оркестром В.А. Моцарта — я Первую часть, он — Вторую и Третью части. Дирижировал А. Геронтьев.

Запомнились занятия в симфоническом оркестре училища под руководством И.В.Аухадеева. Играли мы там вместе с педагогами, что было для нас, студентов, очень почётно.

В то время переживал расцвет и симфонический оркестр Дома учёных под руководством А.А. Пирогова. Мы, студенты училища, играли и там вместе с профессорами университета, медицинского и химико-технологического институтов.

Мы начинали понимать и ощущать, насколько богат, разнообразен мир музыки. Так, в симфоническом оркестре училища играли Пятую, Шестую симфонии П.И. Чайковского, в симфоническом оркестре Дома учёных — произведения Берлиоза, Грига, концерты Кабалевского (помню, в фортепианном концерте солировала Р.Митрофанова).

С благодарностью вспоминаю всех преподавателей, у которых мне довелось учиться: Э.Л. Корнишину (фортепиано), Г.Б. Иванову (зарубежная музыкальная литература), О.Н. Щербакову (русская музыкальная литература), Г.Я.Белостоцкую (история), Т.Я. Печникову (английский язык).

Училище воспитало меня, дало путёвку в большую жизнь.

Гайсин Рамзис Ханипович
Печатается по материалам журнала «Казань», 2004, №5