В центре событий

Литвинов Александр АлександровичАлександр Александрович Литвинов — заслуженный артист ТАССР, дирижер, скрипач, педагог, музыкально-общественный деятель. Ученик и соратник замечательных представителей русского искусства П.И.чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, Н.Г.Рубинштейна, Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова.

А.А.Литвинов родился в Москве 10 (23 июня) 1861 года в небогатой купеческой семье, где музыка не считалась серьезным занятием. Однако рано проявившиеся музыкальные способности позволили ему в 1873 году поступить в московскую консерваторию, хотя по существующему тогда положению в консерваторию принимали учеников старше 14 лет. Начав заниматься по классу скрипки у профессора Ф.Лауба, после его смерти был переведен к профессору Н.Гржимали, у которого он окончил консерваторию. По теоретическим предметам А.А.Литвинов занимался у П.И.чайковского, личность которого оказала большое влияние на формирование молодого музыканта. После одного из ученических концертов, на котором присутствовали Н.Г.Рубинштейн и П.И.Чайковский, Петр Ильич подозвал к себе Сашу и, как вспоминал А.А.Литвинов, «осыпал похвалами мою игру». В период занятий у Ф.Лауба А.А.Литвинов был стипендиатом Н.Г.Рубинштейна, а после смерти Лауба перестал ее получать. Родители, не имея средств платить за обучение, решили забрать сына из консерватории. П.И.Чайковский, узнав причину, по которой мальчик перестал посещать занятия, сделал его своим стипендиатом, т.е. стал платить за его обучение.

После окончания в 1979 году с малой серебряной медалью Московской консерватории А.А.Литвинов едет совершенствовать свое скрипичное мастерство в Петербург, к известному скрипачу Л.Ауэру. В Петербургской консерватории А.А.Литвинов, интересовавшийся композицией, посещал занятия теории и композиции у Н.А.Римского-Корсакова. В 1882 году А.А.Литвинов окончил Петербургскую консерваторию со званием свободного художника1.

Вернувшись в москву, А.А.Литвинов был принят в Большой театр, сначала на место 1-й скрипки, а затем, блестяще выдержав ряд конкурсов, назначается «солистом балета». Эта должность, теперь упраздненная, состояла в том, что солист оркестра во время исполнения балетного адажио вставал за специальный пульт так, что его хорошо было видно из зала, и играл соло. часто выступал он и как скрипач-солист. Кроме того А.А.Литвинов увлекается дирижированием, проводя все свободное время за чтением партитур и берет частные уроки у известного дирижера Артура Никиша.

С 1886 года начинается дирижерская деятельность А.А.Литвинова. Он дирижирует студенческим оркестром Московского университета, различными любительскими оркестрами.

Конец Х1Х, начало ХХ века отмечены в Москве интенсивной музыкальной жизнью, активное участие в которой принимают С.Рахманинов, А.Скрябин, Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А.Нежданова. Гастролеры — Гофман, Бузони, Фр.Крейслер, Изаи, Тибо, Казальс. В консерватории еще живы традиции, заложенные ее великими основателями Н.Г.Рубинштейном, П.И.Чайковским, С.И.Танеевым. Наибольший расцвет творческой и музыкально-общественной деятельности А.А.Литвинова также приходится на этот период.

В 1895 году А.А.Литвинов учреждает в Москве «Общество любителей оркестровой, камерной и вокальной музыки». Будучи в 1891 году в Клину у П.И.Чайковского, А.А.Литвинов поделился с ним идеей создания этого общества, которую Петр Ильич одобрил. Общество выросло под руководством А.А.Литвинова в большой коллектив, насчитывающий около двухсот музыкантов. Дирижером и руководителем его А.А.Литвинов оставался до 1917 года. В эти годы А.А.Литвинов способствовал возникновению в Москве камерных кружков, вспоминая, что после одного из концертов у Л.Н.Толстого в ясной Поляне, где играл 1-ю скрипку в квартете, он получил на память сочинение Толстого «Детство, отрочество, юность» с собственноручными надписями Л.Н.Толстого и его жены С.А.Толстой.

В 1902 году, окончив двадцатилетний срок своей службы в оркестре Большого театра, А.А.Литвинов вышел в отставку и посвятил себя исключительно концертно-исполнительской деятельности. Начиная с этого времени, он дирижировал не только в Москве, но и во многих городах России: Петербурге, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Кисловодске, Нижнем Новгороде, Казани. В концертах исполнялись произведения Франка, Дебюсси, Сен-Санса, Форэ, Грига, Сибелиуса, Верди, Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина, Аренского. «Русская музыкальная газета» писала о литвинове как об одном из лучших русских дирижеров2. Известные музыкальные критики Н.Кашкин и С.Кругликов отзываются в эти годы о А.А.Литвинове как о выдающемся, талантливом и первоклассном дирижере.

В 1918 г. А.А.Литвинов принимает предложенный ему пост заведующего Нижегородским музыкальным округом и директора Нижегородской консерватории. Не оставляет он и дирижерскую деятельность, проведя цикл Бетховенских концертов и цикл концертов из произведений Чайковского.

В 1921 году А.А.Литвинов получает приглашение в Казань на должность заведующего музыкальной секцией по художественному образованию и заведующим двухступенной государственной музыкальной школой. В апреле 1922 года путем частичного слияния этой школы с Восточной консерваторией было образовано новое музыкальное учебное заведение - Восточный музыкальный техникум, с которым и была связана деятельность А.А.Литвинова до конца жизни.

В 20-е годы в техникуме шла напряженная работа: пересматривались методические установки, обновлялись учебные программы и планы. Восточный музыкальный техникум сосредоточил в себе основные педагогические силы Казани и занял ведущее положение в области музыкального образования на Востоке России. Состав преподавателей техникума, окончивших в основном Петербургскую и Московскую консерватории, позволил обеспечить высокий профессиональный уровень преподавания.

Litvinov  A.A.Во всех музыкальных начинаниях, которые предпринимались в 20-е годы в Казани, в центре событий оказывался А.А.Литвинов. кроме организаторской и педагогической работы им неоднократно предпринимались попытки создания симфонического оркестра. 17 июля 1922 года в саду «Эрмитаж» состоялся первый симфонический оркестр под управлением А.А.Литвинова, с участием в первый раз симфонического оркестра учащихся музыкального техникума. В программе были представлены: симфония Гайдна Ре мажор, фортепианный концерт Сен-санса, скрипичный мендельсона и арии из опер. Солистами выступили учащиеся техникума: кремер (скрипка), Рогожкина (фортепиано), Кашеварова, Лейбов, Орлова (пение).

В январе-феврале 1923 года состоялось еще несколько концертов, в одном из которых прозвучал концерт Грига в великолепном исполнении солистки В.Литвиновой (дочери дирижера)3.

в апреле1923 года было организовано Татарское музыкальное общество (Татмузо), одной из задач которого было устраивать музыкальные собрания и концерты. С наступлением летнего сезона общество предполагало устройство вечеров симфонической музыки с участием симфонического оркестра (до 50 человек) и приглашением солистов, а зимой —- периодических симфонических концертов по понедельникам. А.А.Литвинов был избран председателем дирекции этого общества и дирижером. Открытием летнего сезона Татмузо в саду «Эрмитаж» 18 июня 1923 года стал симфонический концерт под управлением А.А.Литвинова с участием солистов — артиста оперы Н.И.Скибицкого и пианистки В.Литвиновой. В программе были: симфония Калинникова, Лирическая сюита и фортепианный концерт Грига, арии из опер Гуно и Римского-корсакова. Было проведено семь симфонических концертов, но из-за недостатка средств (существовали только на членские взносы) и поддержки они развития не получили.

В 1926 году при Посредрабисе4 состоялось совещание представителей разных музыкальных организаций. Правление в составе А.А.Литвинова, Р.Л.Полякова, Л.А.Слуцкого постановило: срочно приступить к созданию симфонического оркестра. 22 ноября 1926 года симфонический оркестр в составе 54 музыкантов дал первый концерт. В программе были произведения Гайдна, Моцарта, Литольфа, Глинки. В рецензии отмечалось, что «в значительной мере первым успехом своим оркестр обязан опытности темпераментно и тонко дирижировавшего концертом А.А.Литвинова»5.

Коллектив исполнителей оперы "Сания"

Коллектив исполнителей оперы "Сания".
Нижний ряд:Г.Айдарский, А.Литвинов, В.Виноградов, Г.Альмухамедов, С.Габяши
Верхний ряд: Х.Забиров, С.Садыкова, Г.Кайбицкая, Э.Хисамов.

В 1925 году коллективом авторов В.Виноградов, С.Габашев (Габаши), Г.Альмухаметов закончена первая татарская опера «Сания». Первая постановка ее состоялась летом этого же года и была осуществлена силами артистов татарского драматического театра с участием солистов симфонического оркестра и хора Музыкального техникума. В опере много подлинно национальной татарской музыки, которая принесла ей успех6. интерес к опере был проявлен и за границей. Редактор музыкального еженедельника «Jede Woche Musik» обратился к директору техникума А.А.Литвинову с просьбой прислать снимки отдельных сцен из оперы и ноты характерных арий, а также портреты авторов и участников «Сании». В декабре 1925 года берлинский журнал опубликовал несколько снимков.

В 1930 году состоялась премьера второй татарской оперы «Эшче» (Рабочий), написанной авторами «Сании». Первые оперы, несмотря на некоторые недостатки, сыграли положительную роль в развитии профессионального искусства Татарии. А.А.Литвинову и руководимому им коллективу преподавателей и учащихся Музыкального техникума принадлежит большая роль в пропаганде оперного искусства и татарской национальной музыки.

Президиум Восточного музыкального техникума. Председатель президиума Литвинов А.А., завуч Поляков Р.Л., секретарь Габяши С.Х.

Президиум Восочного музыкального техникума.
Председатель президиума А.А.Литвинов, завуч Р.Л.Поляков, секрктарь С.Х.Габяши

Начиная с 1925 года Музыкальным техникумом под руководством А.А.Литвинова был осуществлен ряд оперных постановок в концертном исполнении. Это «Фауст» Гуно (1925), «Аида» Верди (1926), «Русалка» Даргомыжского (1927), музыка Чайковского к сказке Островского «Снегурочка» (1928). Все концерты проходили с большим успехом.

Кроме дирижерской и общественной деятельности много сил А.А.Литвинов отдавал педагогической деятельности. Большой труд он вложил в дело воспитания молодых татарских музыкантов: С.Сайдашева, Х.Фазлуллина, З.Хабибуллина. подготовил плеяду выдающихся музыкантов, среди которых были Г.Виноградов (Москва), солисты Мариинского театра: народная артистка РСФСР О.Кашеварова и Н.Тихонов, артисты оркестра: В Парашин (скрипка), М.Федотов (фагот), М.Островский (флейта), М.Курбатов (контрабас) и другие.

Преподаватели и студенты Казанского музыкального колледжа, 1929-1930 учебный год

Педагоги и учащиеся музыкального техникума (1929-1930 годы). Во втором ряду: Р.Л.Поляков, М.А.Пятницкая (третья слева), Е.Г.Ковелькова, Х.К.Тухватуллин (директор), А.А.Литвинов, К.А.Корбут (восьмой слева).
В третьем ряду: Ф.А.Ошустович (четвертый слева), А.Ф.Бормусов (пятый слева).

Деятельность А.А.Литвинова была высоко оценена правительством — в 1926 году ему, первому в Татарии, было присвоено звание Заслуженного артиста ТАССР за большие заслуги в области артистической, педагогической и организационной деятельности.

В 1961 году по инициативе директора Музыкального училища И.В.Аухадеева было отмечено 100-летие со дня рождения А.А.Литвинова. В актовом зале университета состоялся концерт, посвященный этой дате. Симфонический оркестр учащихся Музыкального училища исполнил симфонию Шуберта си минор, увертюру Бетховена «Прометей» и фортепианный концерт Листа № 1. Солисткой выступила Эльза Литвинова (внучка А.Литвинова). Вступительное слово о А.А.Литвинове прочитала музыковед училища Г.Б.Иванова.

 

Эльза Борисовна Литвинова, Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, доцент Казанского государственного педагогического университета.

Печатается по материалам журнала «Казань», 2004, №5

_____________________

1Для получения диплома со звание «свободного художника» нужно было иметь не ниже «отлично» по специальности и сдать экзамены по научным предметам.
2«Русская музыкальная газета». 1914, № 2.
3 «Известия», 1923, 28 февраля.
4 Посредническое бюро работников искусств
5 «Красная Татария» 1926, 24 ноября
6 Гиршман Я.—В.Виноградов. Сб. Композиторов советского Татарстана. Казань, 1975.