Здание казанского музыкального колледжа. Начало ХХ века

Здание казанского музыкального колледжа. Начало ХХI века

В 2004 году исполнилось
100 лет
одному из старейших учебных заведений России -
Казанскому
музыкальному
училищу
.

У его истоков стояли замечательные музыканты: Р.А.Гуммерт, композитор, пианист и дирижер, первый директор училища, ученик Н.А.Римского-Корсакова, выпускники Петербургской консерватории О.О.Родзевич, К.А.Корбут, Е.Е.Янишевская, М.А.Пятницкая, Е.Г.Ковелькова. Концертирующие музыканты, широко образованные люди, блестящие педагоги, они заложили фундамент профессионального музыкального образования в Казани и принесли в училище дух высокого служения музыке.

В трудное послереволюционное время училище, руководимое замечательным виолончелистом Р.Л.Поляковым (1919-1922) и авторитетнейшим дирижером А.А.Литвиновым (1922-1932), не только выстояло, но и воспитало группу талантливых юношей, составивших впоследствии славу татарской композиторской школы. В их числе: С.Сайдашев, А.Ключарев, Н.Жиганов, Ф.Яруллин.

Преподаватели  М.А.Пятницкая, профессоры К.А.Корбут, Р.А.Гуммерт и выпускницы Казанского музызкального колледжа            Литвинов Александр Александрович           Р.Л.Поляков  со студентами Казанского музыкального училища       

В 1932 году в Казани открываются три детские музыкальные школы, преподавателями которых становятся выпускники училища: Н.А.Шевалина, Е.В.Болдырева, З.А.Гладышев, М.Н.Крупенников - еще одно достижение в деле создания национального профессионального музыкального образования.

Казанскому музыкальному училищу принадлежит немалая заслуга и в создании в 1936 году Татарской Государственной филармонии, исполнительский состав которой был сформирован из многих бывших воспитанников училища.

Эпоху в истории КМУ составили годы директорства И.В.Аухадеева (1932-1968), выпускника Ленинградской консерватории, дирижера и педагога оркестрового класса, имя которого в настоящее время носит училище. Он создает симфонический оркестр из учащихся и преподавателей училища, концерты которого становятся отныне неотъемлемой частью культурной жизни Казани и районов республики.

              Симфонический оркестр Казанского музыкального училища, 1950-е годы. Дирижер И.В.Аухадеев

В годы войны, когда в здании училища разместился эвакуированный институт Полярных исследований академика О.Ю.Шмидта, училище продолжало существовать, заняв помещение ДМШ N1, причем деятельность его приобрела особую интенсивность благодаря наплыву музыкальной интеллигенции из Ленинграда и Москвы. Здесь были семья Гнесиных, А.С.Леман, И.С.Маклашевская, Е.А.Бекман-Щербина, Л.Е.Гаккель, В.Д.Конен.

В военную зиму казанцы смогли прослушать антологию фортепианной музыки в исполнении московской пианистки Е.А.Бекман-Щербины с комментариями В.Д.Конен.

Преподаватели и выпускники Казанского музыкального колледжа: М.А.Пятницкая, И.В.Аухадеев, Р.Л.Поляков, Ю.В.Виноградов и другие

Зимой 1942 года в здании школы состоялся памятный концерт, где была исполнена в 4 руки только что написанная в блокадном Ленинграде Седьмая симфония Д.Шостаковича. Исполнили ее ученики М.А.Пятницкой, будущие профессора Московской консерватории Ст.Григорьев и Н.Николаева. Такие события, а также многочисленные концерты училища в госпиталях были частью героической обороны и проявлением несгибаемой духовной стойкости народа.

Педагогический коллекив Казанского музыкального колледжа, 1930 е годы

В войну было подготовлено открытие в 1945 году Казанской консерватории. Ее первые студенты – выпускники училища, композиторы: Э.Бакиров, Х.Валиуллин, А.Монасыпов, И.Шамсутдинов, С.Губайдуллина; инструменталисты: А.Хайрутдинов, И.Халитов, А.Геронтьев, О.Бренинг, М.Гумеров; вокалисты: З.Хисматуллина, Н Лучинина, Г.Сайфуллина, Г.Шамсутдинова; музыковеды: Г.Касаткина, О.Егорова, Г.Иванова и многие другие. Ректором консерватории стал бывший воспитанник училища Н.Жиганов.

Монасыпов Алмаз Закирович    Выпуск 1931 учебного года: Жиганов и другие   Выпуск 1949 года: Б.Евлампиев, В.Захарченко, Э.Браун, С.Губайдулина, Н.Вейс

После войны к существующим изначально фортепианному, оркестровому и вокальному отделам добавляются дирижерско-хоровое, теоретико-композиторское, чуть позже - отделение народных инструментов.

Первый выпуск музыковедов и композиторов, 1950 год

Самые яркие выпускники училища становятся крупными деятелями, определяющими культурный облик Татарстана. Среди них профессора Казанской консерватории Э.Ахметова, Э.Бурнашева, Ф.Хасанова, доцент КГК В.Лазько, братья Ш. и К. Монасыповы, пианист и дирижер Т.Ахметов, концертмейстеры О.Бренинг, Ю.Сокольская, М.Коварская, А.Миркина.

В открытой в 1961 году Средней специальной музыкальной школе при консерватории ведущими педагогами становятся питомцы училища: М.Б.Арбузова, Н.С.Казачкова, М.В.Сухаренко, К.Л.Шашкина, Н.Ф.Хакимова.

Выпуск 1960 учебного года: Э.Бурнашева, М.Сухаренко, И.Ванечкина  и другие

Гордостью училища являются такие имена как Ильгам Шакиров, Ренат Ибрагимов, Венера Ганеева, Рахиля Мифтахова, Саид Раинбаков.

Композиторскую школу современного Татарстана представляют бывшие выпускники училища Р.Еникеев, Ф.Ахметов, Р.Белялов, А.Бакиров, Л.Блинов, Ш.Тимербулатов, Ш.Шарифуллин, Л.Батыр-Булгари, Р.Ахиярова и другие.

Выпуск 1971 учебного года: Б.Четвергов, Л.Горянская и другие

Училище последовательно возглавляли, отдавая ему все силы и дарования, замечательные музыканты, педагоги и организаторы: Р.А.Гуммерт, Р.Л.Поляков, А.А.Литвинов, И.В.Аухадеев. Эстафету от них приняли заслуженный работник культуры ТАССР и РСФСР М.Г.Гумеров, Л.А.Джураев, И.Г.Алмазов.

Сабитовская Резеда ГазизовнаДолгие годы директором училища являлась Р.Г.Сабитовская, авторитетный педагог-пианист, заслуженный работник культуры РТ и России, достойно развивающий славные традиции. По ее инициативе в целях подготовки музыкантов в соответствии с современными требованиями национальной музыкальной культуры в 1990 году в Казанском музыкальном училище было открыто татарское отделение. Среди ведущих его педагогов народная артистка Татарстана А.Туишева, народная артистка РТ В.Гараева, заслуженная артистка России А.Загидуллина.

Заппаров А.А.Опора на опыт предыдущих поколений и неустанный поиск нового, сохранение и преумножение славных традиций русской/советской исполнительской школы, отзывчивость к самым современным веяниям музыкального искусства — все это составляет творческое кредо педагогического коллектива Казанского музыкального училища в наши дни. С 2009 года директором колледжа является Заслуженный работик культуры РТ Айрат Агзамович Заппарова.

Под руководством Айрата Агзамовича Заппарова в Казанском музыкальном колледже преподают высокопрофессиональные музыканты: Р.Г.Сабитовская, Э.А.Сайфуллина, ДБ.Маршанский, Л.С.Левицкая, Р.Х.Молчанова, Л.Н.Исмагилова, Н.А.Шадров,  К.Н.Шадров, Р.С.Галявеев, А.Е.Боровик, Л.Н.Потапова, В.В.Харисов, Р.И.Ермохина, Л.И.Церковникова, Э.З.Грунина, В.Х.Гараева, К.А.Хайрутдинова, Е.С.Фомина, Л.А.Горянская, Л.Х.Галанова, И.Г.Хабибулина и другие.

Результатом успешной работы преподавателей колледжа являются их воспитанники – студенты училища, многие из которых становятся лауреатами, дипломантами междрународных, всероссийских, межрегиональных, городских конкурсов, а в дальнейшем — студентами ведущих музыкальных вузов России.

Гордостью Казанского музыкального училища являются и его творческие коллективы, с успехом выступающие на концертных площадках города: симфонический оркестр, духовой оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль скрипачей, ансамбль виолончелистов, ансамбль домристов, ансамбль гитаристов, смешанный хор, хор студентов отделения академического пения, вокальный ансамбль отделения народного пения, фольклорный ансамбль «Беловодье».

Казанский музыкальный колледж осуществляет подготовку музыкантов по следующим специальностям: инструментальное исполнительство (фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, народные инструменты), вокальное искусство (академическое пение, народное пение), хоровое дирижирование, теория музыки. В 2009-2010 учебном году в музыкальном училище была открыта новая специальность — музыкальное искусство эстрады, со специализацией эстрадное пение.

Двери Казанского музыкального училища всегда открыты как для ценителей профессионального музыкального искусства, так и для его любителей.

В данной статье использованы
материалы публикации Натальи Владимировны Корчагиной,
«Казань», 2004, № 5.