7 сентября 2011 года
в Казанском музыкальном колледже им.И.В.Аухадеева выступил
Сводный христианский оркестр из Швейцарии

 

Все участники этого оркестра имеют разные специальности и разные профессии, а в свободное время играют в разных оркестрах или ансамблях, которых в Швейцарии великое множество. Несколько раз в год они  собираются в этом составе по приглашению христианской благотворительной организации и выезжают в разные страны со своей культурной миссией.

Христианский оркестр Швейцарии

А теперь самое интересное! Оркестр для этой поездки собрался всего на 2 репетиции! Музыканты заранее получают ноты от дирижера, сами учат свои партии и затем встречаются только для общей репетиции.

Христианский оркестр ШвейцарииХристианский оркестр Швейцарии

Как таковых музыкальных школ в Швейцарии нет, но в обычных школах каждый ученик может научиться играть на каком-либо инструменте, естественно за дополнительную плату. А вот дальше можно получить образование в консерватории, которых в этой стране 9.

Из присутствующих в этом оркестре музыкантов консерваторское образование имеет только дирижер — Тина (по дирижированию и трубе), но она играет на всех представленных здесь инструментах и обучает желающую молодежь – так готовится смена состава оркестра.

Христианский оркестр ШвейцарииХристианский оркестр Швейцарии

Тина играет и на визитной карточке Швейцарии – альпийском роге. Этот инструмент делают из пихты. Дерево должно быть совершенно прямым, без сучьев, диаметром семь сантиметров с одного и три — с другого конца. Как высохнет ствол, начинаю сверлить его с комля, постепенно уменьшая диаметр отверстия. Длина альпийского рога обычно метр-полтора. Но вот старинные, так называемые сигнальные, рога делались гораздо большими. Звуки у них очень низкие и сильные.

Хранение инструмента — целая проблема! Из-за сырости и перепадов температуры тонкие стенки рога легко деформируются, на них могут появиться трещины. В старину, чтобы не допустить незадачи, его обертывали березовой корой или пенькой, предварительно подержав в смоле. Позднее использовали измочаленные корни пихты или разрезанные вдаль стебли тростника.

Христианский оркестр Швейцарии

А в наши дни готовый рог обсыпают мелкими опилками из орехового дерева и покрывают лаком — тогда он и выглядит наряднее. В Верхнем Вале инструмент любят украшать еще и разноцветными лентами.

Оказывается, история инструмента теряется в глубине веков. В давние времена его сильным звуком предупреждали жителей долин об опасности, о приближении врага; подтверждение тому — красивая и печальная легенда о пастухе с альпийского луга Флимзерштайн в кантоне Гризон, в Восточной Швейцарии.

Христианский оркестр Швейцарии

Горы в этом районе отличаются особой крутизной. На отвесных скалах там и тут видны красноватые потеки — следы выхода окисей железа. Пастух стоял на высоком уступе скалы, близ местной крепости Бельмонт, и вдруг заметил большой отряд вооруженных воинов: явился давний враг жителей долины — соседний властелин, граф де Монфон. И пастух трубил в альпийский рог до тех пор, пока ворота крепости не захлопнулись. Но он трубил с такой силой, что лопнули легкие, и пастух замертво рухнул на скалу. С тех пор, говорит легенда, и окрашены здесь скалы в цвет человеческой крови...

Протяжные мелодии альпийского рога всегда милы и дороги жителям швейцарских гор. Под них играли свадьбы и веселились в праздники, сражались с врагами, хоронили близких.

Христианский оркестр ШвейцарииХристианский оркестр Швейцарии

Композиторы XVI—XIX веков, рисуя музыкальными средствами пасторальные сцены, иногда использовали в своих произведениях мелодии, характерные для альпийского рога. Они звучат в музыке француза Андре Гретри, писавшего оперы на народно-патриотические темы. Ряд музыкальных тем заимствовал у альпийского рога Россини для своей героической оперы «Вильгельм Телль». Звуки рогов слышны в «Пасторальной», или Шестой, симфонии великого Бетховена. Иногда альпийский рог даже вводили в оркестр, как это сделал Дж. Мейербер в опере «Динора».

Вид альпийского рога мало изменился на протяжении веков. И техника изготовления осталась примерно той же. Правда, раньше мундштук вырезали вместе с трубой — они составляли единое целое. Но столь важная часть инструмента нередко получалась довольно грубой, поэтому постепенно вошли в обиход вставные мундштуки.

Христианский оркестр Швейцарии

Звуковая гамма у рога примерно такая же, как у трубы. Тона у него ясные и чистые, за исключением фа, которое звучит почти как фа диез. Нота эта постоянно слышится в песнях йодлеров Центральной Швейцарии. По мнению специалистов, именно от рога ведут свое начало знаменитое йодль-пение фальцетом и другие песни альпийских пастухов.

Звуки рога, его гулкое пение раздается иногда и в городах, где на экзотических инструментах играют специально для иностранных туристов. Но особенно сильное впечатление мелодии альпийского рога производят, конечно же, среди родных гор. Отсюда и его второе название — Эхо Альп.

Христианский оркестр Швейцарии

Из известных Швейцарцев можно назвать философа и писателя эпохи Просвящения Жан-Жака Руссо, художника Клее, средневекового ученого Парацельса… но там любили бывать многие известные люди и местные красоты способствовали рождению шедевров. Это Р.Вагнер, И.Стравинский, П.Чайковский, С.Рахманинов, Г.Ницше, Гессе, здесь создал свою теорию относительности Альберт Эйнштейн. А сколько еще впереди!

Христианский оркестр ШвейцарииХристианский оркестр Швейцарии

Материалы подготволены Т.Ю. Ивановой
Заместителем директора по профориентационной работе
Преподавателем Казанского музыкального колледжа

вернуться