К вопросу о педагогической практике
в Казанском музыкальном колледже
им. И.В.Аухадеева

Общество и образование, как известно, – суть одной системы. Любые проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказывается и на образовании. Кто серьезно задумывается над происходящими процессами в обществе, кто понимает, что образование работает па будущее, тот на первый план выдвигает создание таких условий для каждого человека к свободному проявлению всех его способностей, которые способствовали бы развитию самого человека и развитию общества в целом. Решающую роль в этом играет образование. Не случайно XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

Во всем цивилизованном мире образование рассматривается как фактор стабильности и развития общества. Вложения в образование является приоритетным, потому что именно оно задает тон, развивает творческие способности человека, помогает познать себя и окружающий мир. Сегодня в образовании заметны положительные тенденции, позволяющие говорить о переходе образовательной системы в новое качественное состояние: его открытость к инновациям, связи с динамично меняющимся социумом.

Сохранение и развитие богатых традиций, накопленных многолетней историей, положенных в основу академической педагогики, в сочетании с новыми формами обучения, – вот та задача, которая продиктована временем и волнует всех и каждого. Решение такой задачи заключается в осознании обществом острой необходимости повышать свой профессиональный, культурный, духовно-нравственный уровень, используя мощный ресурс – детское художественное образование и передовой педагогический опыт. Именно поэтому в образовании нужны специалисты, которые были бы способны к творчеству во всех его проявлениях, способны превратить творчество в норму и форму его существования.

Система художественного образования в России – уникальна. Огромен его духовно-нравственный потенциал. В стране сегодня насчитывается 5400 детских образовательных учреждений, в которых обучается 1,5 миллиона детей. В одной Казани 50 детских музыкальных школ и школ искусств, где обучается почти 15 тысяч детей и подростков. Они учатся искусству не только для того, чтобы стать лучшими музыкантами, актерами, художниками, а и затем, чтобы быть лучшими в любой профессии.

Этим детям нужны высокообразованные, духовно-нравственные педагоги, которые могли бы принимать ответственные решения в педагогических ситуациях, были бы способны к сотрудничеству и сотворчеству. Будущий специалист должен быть активным в своей педагогической деятельности, инициативным, творческим, отличным профессионалом, воспитанным, интеллигентным, любящим детей и свое дело.

В этом смысле трудно переоценить роль практики в профессиональной подготовке будущего специалиста. Она дает возможность интенсифицировать учебный процесс, повышает уровень профессиональной мотивации, основанной на опыте педагогической работы и возможности оперативного использования получаемых знаний, повышает степень ответственности каждого педагога.

Казанский музыкальный колледж им.И.В Аухадеева вот уже 107 год готовит молодых специалистов. На шести из девяти отделений есть профессиональная практика, которая непосредственно готовит студентов к будущей педагогической деятельности.

Сегодня профессиональная практика является ведущим звеном всей системы подготовки будущего преподавателя, обязательной частью учебно-воспитательного процесса. Педагогические знания и умения, которыми должен обладать выпускник, их направленность и конкретное содержание определяются характером будущей деятельности и условиями образования: это личностно-ориентированный подход к ее организации, связь с теоретическим обучением, систематичность, непрерывность, креативность, преемственность в ее проведении

Ориентируя студентов колледжа на поиск содержания, форм и методов работы, сообразно профессиональным возможностям и творческому потенциалу, профессиональная практика дополняет и углубляет теоретическую подготовку студентов, помогает им закрепить и расширить полученные знания по самым различным дисциплинам.

Педагогическая подготовка к работе в школе – это процесс, который затрагивает все годы обучения в колледже. Особое место в этом отводится комплексу дисциплин, непосредственно занимающихся вопросами педагогического воспитания: педагогике, психологии, в том числе и музыкальной, методике и собственно педагогической практике.

Опираясь на знания психологии, педагогики, частных методик, студент учится анализировать, наблюдать, обобщать опыт свои сокурсников, а также собственный опыт. Все усилия педагогов направлены на профилизацию, данных предметов, усиление связи со специальностью, на интеграцию музыкально- теоретического и общеобразовательного цикла, на реализацию исполнительских задач.

Это создает возможность самостоятельно оценивать степень подготовки к практической работе в музыкальном колледже, осмысливать сущность педагогического процесса, готовность и способность им заниматься. Ценным является то, что профессиональная практика способствует воспитанию у студентов устойчивого интереса, любви к профессии преподавателя, потребности в педагогическом самообразовании и самовоспитании.

Очень важна степень влияния профессиональной практики на учебно- воспитательный процесс в целом, на формирование его результативности, на развитие профессионального мастерства преподавателей, творческого потенциала преподавательского и студенческого коллективов.

В Казанском музыкальном колледже готовят не только профессиональных музыкантов- исполнителей, но и квалифицированных педагогов, хорошо владеющих современной методикой обучения, продолжающих и творчески развивающих лучшие традиции музыкальной педагогики колледжа.

Педагогические знания студент колледжа получает в процессе изучения комплекса дисциплин психолого-педагогического цикла, а также в специальном классе. Вместе с тем, полную модель будущей профессионально-педагогической деятельности выпускника дает педагогическая практика.

Практика в колледже строится на принципах комплексности и целостного характера деятельности, предполагающий интегрированный подход в развитии и формировании профессионально-педагогических умений будущих преподавателей.

Это нашло отражение в структуре педагогической практики.

Структурный компонент в рамках педагогической практики представляет собой индивидуальную или совместную деятельность студентов и преподавателей двух уровней: аналитического и конструктивного. Аналитический компонент практики предполагает наблюдение, анализ, обсуждение уроков, проводимых преподавателями и студентами колледжа, изучение и анализ передового педагогического опыта. Конструктивный компонент предполагает деятельность студентов по конструированию образовательного процесса в своей академической группе, то есть планирование и подготовка к учебным занятиям; подбор методической литературы, пособий, технических средств обучения. Кроме того, студенты учатся анализировать собственную педагогическую деятельность, критически ее оценивать, находить ошибки и исправлять их.

Педагогическая практика состоит из двух этапов:

  1. Наблюдение и изучение работы в целом;
  2. Проведение уроков самими студентами в присутствии преподавателя.

Присутствуя на занятиях, важно научиться отличать их своеобразие, методические особенности, в зависимости от предмета и поставленных целей, видеть связь между целью урока, его технологией и структурой, профессиональную направленность. Наблюдать и замечать приемы и методы активизации учебно-познавательной деятельности студентов на уроке. С первого дня практики студент начинает вести дневник наблюдения и содержания уроков. Во второй период практики студент разрабатывает и самостоятельно проводит уроки.

Профессиональная (учебная и производственная) практика проводится в музыкальном колледже на третьем и четвертом курсах на исполнительских отделениях, таких как, фортепианное, струнное, духовое, народное, дирижерско-хоровое, а также- теоретическое отделение. В новых стандартах введена профессиональная практика на отделениях «Пение академическое» и «Сольное и хоровое народное пение».

Учебный блок, связанный с профессией педагога, трудно разделить на отдельные учебные дисциплины. Такие курсы, как «Методика», «Педагогическая практика», «Изучение педагогического репертуара» теснейшим образом связаны друг с другом, взаимодействуют и взаимообогащаются.

Сначала заинтересовать, затем научить учащихся практически использовать приобретенные знания, умения и навыки непосредственно в педагогической работе. В этом заключается задача профессиональной практики. Осознание будущей профессии, конечно, придет не сразу, с годами, с опытом, но стремиться к этому необходимо как можно раньше.

Учебная практика проводится на базе детской музыкальной школы при КМК им. И.В.Аухадеева, а также в ДМШ и ДШИ г. Казани.

Создание детской музыкальной школы при колледже – это замечательное подспорье для кузницы своих собственных кадров. Сегодня здесь учатся более 100 детей. Работают с ними замечательные педагоги, которые, безусловно, заинтересованы в том, чтобы те поступили в колледж и получили профессиональное образование. Это, как правило, способные и талантливые учащиеся, которые затем и составляют лучшую студенческую часть колледжа. Руководит школой Д.Б.Маршанский. Он же руководит педагогической практикой на фортепианном отделении. Здесь необходимо отметить, что Денис Борисович находится в постоянном поиске, привлекая в педагогическую практику все наиболее интересное и продуктивное (презентация методических работ с возможным их изданием, углубленное изучение самых различных методик, постоянное общение со своим педагогом, а также с другими преподавателями фортепианного отдела; моделирование уроков, конкретных учебных ситуаций, включение в практику ролевых игр, обсуждения выступлений учеников на концертах педпрактики и т.д.).

Такая серьезная и интересная работа по педагогической практике на фортепианном отделении возможна благодаря всем преподавателям отдела и в первую очередь Методисту с большой буквы, Мастеру своего дела Э.А.Сайфуллиной. Вот уже много лет она учит премудростям профессионального педагогического мастерства!

В целях большей организационной мобильности педагогическую практику в колледже ведут педагоги специальных классов. Педагогические кадры школ укомплектованы лучшими преподавателями из числа педагогов- методистов и консультантов такими, как Н.М.Соколова,  Э.А.Сайфуллина, Д.Б.Маршанский, Л.С.Левицкая, Р.Х.Молчанова, Л.Н.Исмагилова, Л.В.Маслова, А.Т.Файзуллина, Н.А.Шадров, В.В.Порфирьева, А.Е.Боровик, Л.А.Яковлева, О.В.Петрова, Н.В.Корчагина, Н.В.Рыжикова и другие.

Наряду с педагогами колледжа к преподаванию практики привлечены опытные педагоги музыкальных школ, владеющие передовой методикой обучения такие, как Калеева Т.А. (ДМШ № 4), Борминская Е.А.(ДМШ № 15), Ткаченко М.М.(ДМШ № 15), Потапова Л.Н.(ДМШ № 1), Быстрова О.А.(ДМШ № 1) и др.Это помогает сохранить живую творческую связь между школой и колледжем и быть в курсе новых требований, предъявляемых к педагогу. Каждый из них обладает индивидуальной манерой преподавания, связанной с личным опытом, с художественным вкусом, со своим слышанием инструмента.

За время прохождения практики у студентов формируются умения и навыки педагогической деятельности, развиваются интеллектуальные, эмоциональные, волевые личностные качества. Он постигает «азы» педагогики, которые формирует в учащемся музыкально-исполнительские способности, развивают у него активность, самостоятельность.

Практика не прекращается на протяжении всего периода обучения и в дальнейшем активизируется за счет посещения других уроков других педагогов, мастер- классов КГК ССМШ, открытых уроков на базе конкурсов и фестивалей.

Учебная работа по педагогической практике организуется в соответствии с учебными программами по каждой специальности. Формы обучения предполагают индивидуальные, групповые семинарские занятия и курсовые ансамбли. На каждом отделе колледжа организованы методические объединения (комиссии по педагогической практике), которые возглавляют педагоги, ведущие курсы методики соответствующей специальности. Для решения общих организационно-творческих вопросов секции педагогической практики проводятся объединенные заседания.

Общее руководство педагогической практикой осуществляется руководителем практики, назначаемым директором колледжа А.А.Заппаровым. Заместитель директора по учебно-методической работе Л.А.Горянская, совместно с руководителем педагогической практики и методистами отделов, поддерживают систематическую связь с преподавателями по педагогической практике, с педагогами по специальности.

Контроль над качеством выполнения программы педагогической практики осуществляется каждый семестр. Формой контроля являются академические концерты учащихся сектора педагогической практики (с дальнейшим обсуждением выступления учеников), посещение рабочих уроков на базах проведения практики, открытые уроки студентов по педагогической практике.

В седьмом – восьмом семестрах каждый студент дает открытый 30-минутный урок индивидуально с учеником (на исполнительских отделениях), либо групповое занятие-урок у студентов теоретического и дирижерско-хорового отделений. Этот урок считается практической частью Государственного экзамена по педагогической подготовке и оценивается по пятибалльной системе.

На протяжении всего периода прохождения практики студенты ведут дневники наблюдения, учатся составлять индивидуальные планы (на исполнительских отделениях), календарные планы (на теоретическом отделении ), планы- конспекты открытых уроков. Вся эта документация представляется студентами на заключительный открытый урок по педагогической практике.

В восьмом семестре проводится итоговая государственная аттестация, Она проходит в два этапа:

  1. открытый урок практиканта с учеником в присутствии руководителя практики, методиста отдела, заведующего отделом, педагога- консультанта и студентов конкретного отделения;
  2. устный экзамен (по билетам) в присутствии председателя государственной комиссии и членов комиссии колледжа.

По результатам государственного экзамена студенту присваивается квалификация преподавателя ДМШ.

Курс лекций по методике читают высококвалифицированные преподаватели КГК им. Н.Г. Жиганова такие, как профессор К.Х.Монасыпов, доцент Л.Н.Потапова, доцент ТГГПУ И.А.Трофимова, а также преподаватели колледжа – Д.Б.Маршанский, Н.А.Шадров, В.В.Порфирьева, О.В.Петрова, Н.В.Рыжикова, Т.Х.Сулейманов, Н.П.Кузьмина, В.Х.Гараева, С.В.Устюгова.

Преподавателями колледжа разработаны рабочие программы повышенного уровня по педагогической практике, за исключением духового отделения.

В настоящее время для педагогов, готовящих будущих преподавателей, актуальной становится задача поиска таких форм работы, которые способствовали бы повышению уровня профессиональной компетентности выпускников педагогических учебных заведений.

Выполняя требование программы по педагогической практике, в колледже существует возможность расширять изучение предмета за счет наполнения его новым содержанием. Ключевым моментом в этом является привлечение к сотрудничеству педагогов- новаторов. В этой связи хочется назвать Т.А.Калееву, педагога ДМШ № 4, которой разработан цикл лекций и практических заданий по «Методике и практике музицирования». Эта дисциплина позволяет раскрыть творческий потенциал у студентов, с последующей его реализацией на практике.

На отделении хорового дирижирования интересно проводится практика работы с хоровым ансамблем. Цель этих занятий – научить, развить и привить навык работы с хоровым коллективом, исполнителями в котором являются сами студенты-сокурсники, что восполняет отсутствие необходимых для практики хора. Здесь хочется назвать молодых и перспективных преподавателей таких, как Д.А.Венедиктова, М.Г.Матвеева, З.Ф.Семенова.

В основном завершена работа по оформлению нового предмета «Преподавание хоровых дисциплин в школе». Он представляет собой комплексный предмет, куда входят: методика хорового сольфеджио и хороведение (Е.С.Фомина), фольклор (В.Х.Гараева), методика работы с детским хоровым коллективом (С.В.Устюгова). Светлана Васильевна – молодой педагог, которая зарекомендовала себя с наилучшей стороны, представив оригинальную экспериментальную программу по методике.

Наряду с формами педагогической деятельности практикант овладевает основами методической и учебно-воспитательной работы. К методической форме относится: написание рефератов, проведение открытых уроков, приобретение навыков методического анализа музыкальных произведений педагогического репертуара, обработка и переложение музыкальных сочинений профессиональных композиторов.

На сегодняшний день педагогическую практику проходят около 70 студентов. 40 преподавателей ведут педагогическую практику. В основном это преподаватели по специальности. Более 10 опытных преподавателей ДМШ продолжают вести педагогическую практику.

Многое делается в секторе педагогической практики, но еще больше предстоит сделать. Хотелось бы, чтобы итоги преподавательской практики в нашем колледже подводились бы на ежегодной конференции, в которой бы участвовали методисты, преподаватели – консультанты, студенты с краткими отчетами и анализом своей работы. Хотелось бы также, чтобы преподаватели вместе со студентами активно включались в обсуждение педагогических инноваций, вопросов современной методики обучения в музыкальных школах и школах искусств.

Значение педагогической работы музыкантов огромно. Без преувеличения можно сказать, что в их руках – будущее музыкальной культуры страны. Сегодня современная жизнь на первый план выдвигает задачу воспитания хорошего, подлинно квалифицированного специалиста, отвечающего все возрастающим требованиям жизни и вместе с ней – задачу качественной целенаправленной подготовки выпускников музыкального колледжа к конкретным профилям их будущей деятельности, среди которых педагогика занимает одно из ведущих мест!

Ильсия Габдуллахатонва Хабибулина
Преподаватель теоретических дисциплин,
заведующая сектором педагогической практики
Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева