«Событие, которого ждали…»

«На свете город есть неповторимый,
Века ковали дивный облик твой
Соборы древние и стены крепостные,
Моя Казань, любимый город мой!

Есть множество легенд, как город появился,
Мне по сердцу одна, что из веков пришла:
Хан Ибрагим велел построить крепость,
Где в золотом котле вскипит вода.

Казан возили долго на телеге,
И над рекою на холме
Сама собой вдруг закипела
Вода холодная на дне.

Сегодня в парке Тысячелетия
Стоит фонтан в виде котла,
Кипит вода опять в казане,
Как городская жизнь, бурлит вода».

Эту замечательную легенду в стихотворной форме воссоздала Валентина Загорная. По профессии она – преподаватель детской музыкальной школы города Казани, по многочисленным ее интересам – поэтесса, фотограф, участница фольклорного ансамбля. Стихи эти я прочла еще в 2009 году, а вспомнились мне они в связи со знаменательным событием.

29 апреля этого года в здании Татарского государственного театра драмы и комедии им.К.Тинчурина состоялась премьера татарской рок-оперы «Алтын казан», музыку которой написал талантливый молодой композитор – выпускник Казанской государственной консерватории Эльмир Низамов.

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

Несколько слов об авторе музыки.

Родился он в 1986 году в городе Ульяновске. Там же закончил музыкальную школу № 12 и музыкальное училище по классу фортепиано и композиции у О.В.Буровой (училась в свое время в ССМШ, в классе И.С.Дубининой). С огромной благодарностью, теплотой он вспоминает своих педагогов и это время.

В 2006 году Э.Низамов поступает в Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г.Жиганова по специальности «композиция» к А.Б.Луппову. Всего за этот период Эльмиром написано около 50 сочинений. Особенно дороги ему «Восточная рапсодия», вокальный цикл на рубаи Омара Хайяма «Откуда мы пришли?» и другие.

Именно в Казани Эльмир окунулся в татарскую национальную культуру. Здесь впервые были написаны произведения на татарские тексты, произошло близкое знакомство с татарской культурой, вообще, и музыкальной – в частности.  Преподаватель татарского языка А.И.Гилязутдинова принесла ему однажды стопку книг, из которых Эльмир узнал новые имена татарских писателей и поэтов, почерпнул много интересного и полезного.

Примечательно, что опера написана на татарском языке, а нам известно, насколько притягательна и желанна национальная тема. Либретто рок-оперы «Алтын казан» написал выдающийся татарский поэт Ренат Харис, автор больше 30 поэтических книг, общественный деятель, лауреат государственной премии им. Г.Тукая, лауреат государственной премии России.

Желание написать оперу у Э.Низамова возникло еще в школе. В консерватории уже на первом курсе он заявил своему педагогу по композиции, инструментовке и оркестровке А.Б.Луппову: «Моей дипломной работой будет опера!». Как видим, слово свое он сдержал!

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

На четвертом курсе, по протекции А.Б.Луппова, 24 декабря, в день своего рождения, молодой композитор побывал в гостях у Рената Хариса, которому Эльмир сразу понравился. Поэт рассказал о своих планах, показал несколько набросков либретто оперы. Их обоих, в равной степени, привлек сюжет о зарождении Казани. Много говорили о том, что опера не должна быть сложной, а, наоборот, доступной и понятной, демократичной и яркой. Спустя два месяца Р.Харис представил либретто оперы целиком. Музыку оперы Эльмир написал за год. Именитый либреттист и молодой композитор создали замечательную эпическую оперу-легенду, с элементами сказки.

Стоит отметить, что для композитора, в сочетании рок-опера, второе слово является ключевым. Здесь ему помогли знания по классической академической опере (в основном это оперы П.Чайковского, А.Бородина, Д.Россини, Д.Верди, Д.Пуччини). Что касается музыки современных композиторов, словосочетание рок-музыка идет скорее от значения социального: композитор мыслил написание оперы языком доступным и демократичным. Образцом была первая рок-опера Э.Уэббера «Иисус Христос-Суперзвезда», рождение которой приходится на 1969 год. Сюда же можно отнести и «Призрак оперы», «Кошки».

В России первой рок-оперой считается опера композитора А.Журбина и либреттиста Ю.Димитрина «Орфей и Эвридика». Композитор А.Рыбников, совместно с либреттистом Павлом Грушко (по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды) создал рок-оперу «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты» (1976 год). Позже он вновь обращается к рок-опере и пишет «Юнону и Авось» (1979 год). В1986 году композитор Р.Зарипов пишет рок-оперу «Каменный гость» по произведению А.Пушкина, но она не была поставлена. В 1989 году на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля была поставлена рок- опера «Крик кукушки» Р.Калимуллина, либретто И.Юзеева.

После того, как рок-опера «Алтын казан» была написана, Р.М.Харис, А.Б.Луппов и Э.Низамов обратились к ректору Р.К.Абдуллину и сразу же получили «добро» на постановку оперы. Оперная студия (кафедра «Музыкального театра») Казанской государственной консерватории поставила этот замечательный спектакль: (режиссер-постановщик М.Соколов, дирижер – Р.Халитов, режиссер по пластике Р.Фаткуллин, балетмейстер Т.Иссина, хореограф Т.Латифуллин, концертмейстер Т.Сафонова, художественный руководитель оперной студии А.Заппарова). Все они талантливые, одержимые люди, зажигаются сами и зажигают молодежь. Поставлено немало спектаклей, а сколько еще впереди?

Средствами драматической поэзии, музыки и танца, они создали музыкально-театральное зрелище, передав переживания главных героев, соединив вокал и пластику движений молодых артистов. «Артистически воплощать музыку, не петь, а играть ее», – таковы условия постановки современного спектакля. Два месяца, можно сказать без отдыха, шли многочасовые репетиции, на которых студенты познавали секреты пластики и танца, а также красоту музыки и драмы. За это время они успели сдружиться, поверить в свои силы, и даже немного «подрасти» в профессиональном плане.

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

Спектакль прошел на одном дыхании. Завороженные слушатели больше двух часов буквально «прильнув» к сцене, внимательно следили за происходящим. Молодые артисты – студенты вокального, дирижерско-хорового, оркестрового факультетов Казанской государственной консерватории, студенты хореографического факультета Университета культуры и искусств, играли с огромной отдачей, вдохновением. Они словно «проживали» на сцене события, которые происходили много столетий назад. Вечно новая история о добре и зле, бескорыстии и жадности, о горестях и радостях, светлой мечте и глубокой философии.

Прекрасная музыка соединилась с динамическим сюжетом, с яркими музыкальными образами. Композитор создал синтетическую музыку, где органично сочетаются современные ритмы и интонации рок-музыки с элементами оперного жанра (арии, дуэты, ансамблевые сцены; симфонические эпизоды, система лейтмотивов). От рок-оперы в музыке нашли отражение современные характерные ритмы, интонации; в состав симфонического оркестра включены саксофон, электро-гитара, ударные инструменты и др.

Сюжетная линия рок-оперы «Алтын казан» показалась авторам интересной: зарождение и возникновение Казани происходит на фоне поступков и проступков людей, живущих в это время на земле, прекрасно понимающих всю ответственность этих событий, и, что спасение их – в любви и прощении. Главная идея оперы заложена в уста Сихатбану, которая рассказывает о тайне золотого котла: вода в нем закипает только тогда, когда воду в него будут наливать руки, не обагренные кровью, и на том месте, где закипит вода, нужно будет строить город. А дракон Сазаган будет охранять этот город (Зилант – символ, герб Казани).

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

В опере ощущается дыхание эпохи, оживают картины далекого прошлого. Благородство основной идеи, динамичность и красочность действия, разнообразие ситуаций и характеров помогли создать благодатную основу для сотворчества двух талантливых людей: либреттиста и композитора. С оригинальным прочтением текста либретто, в опере удачно соединилось использование классических вокально-симфонических средств с традициями татарского музыкального фольклора, с интонациями современной музыки.

В раскрытии музыкальных образов неоценима роль музыки и сценического воплощения. Для каждого персонажа Э.Низамов создает яркую музыкальную партию. Например, характер главной героини Аксылу (Г.Рахимова) создан на красивейших лирических и нежных мелодиях, когда она поет о любви к Битимеру (А.Сулейманов). В то же время, они становятся решительными, когда Аксылу, по просьбе матери Битимера- Сихатбану, уходит за ним.

Музыкальная характеристика главного героя ювелира Битимера, который и сделал этот казан, также полна лирики и красивых мелодий. Музыкальная речь Ханзадэ (А.Имашев) скорее напоминает речитативную декламацию. Звучит здесь и разговорная речь. Роль Сихатбану очень ярко и выразительно сыграла Эльмира Калимуллина. Особенно запомнились убаюкивающие интонации мелодии, написанной в жанре колыбельной. Образ матери-земли ей очень удался. Красивый тембр голоса, большой диапазон, драматический накал ее игры сразу привлек внимание и не отпускал до самого окончания спектакля. В ее уста вложена главная идея всей оперы: только чистыми руками можно наливать воду в казан. Хорош Нукер (Рузиль Гатин) в опере: была интересная актерская игра (он закончил ВГИК), раскрыты отличные способности его вокальных данных. Как и полагается эпической опере, в данной опере есть сказитель Тарих (Р. Казанбаев), который, словно вестник событий, предвосхищал их.

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

Слаженным и удачным получился в опере хоровой ансамбль, в состав которого вошли студенты дирижерско-хорового факультета Казанской консерватории. Отрадно отметить, среди счастливчиков оказался и студент Казанского музыкального колледжа Валиуллин Зульфат (студент 2 курса дирижерско-хорового отделения колледжа). Это не случайно, так как Зульфат хорошо знает татарский язык, хорошо поет, по-настоящему любит музыку, сам ее сочиняет.

В опере использованы мультимедийные технологии – видеоряд; красивые декорации и костюмы (хотя они и не всегда соответствовали тому времени и тем событиям, происходящим на сцене). Театр технически хорошо оснащен: имеется современное световое и звуковое оборудование, есть управляющие системы, компьютеры, экран. И все же техника подвела: «фонили» микрофоны, из-за этого часто не было слышно солистов, заглушал оркестр. Звукорежиссер должен был провести серьезную подготовительную работу, и во время спектакля все грамотно сбалансировать. Возможно, поэтому солистам не хватило экспрессии, накала страстей, что так характерно такому жанру, как рок – опера.

И, все-же, спектакль удался! Публика, а это, в основном, были преподаватели и студенты, восторженно и тепло приняли спектакль и всех его участников.

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

Конечно, учебный оперный театр – это прекрасно! Но уже назрела необходимость появления стационарного молодежного музыкального театра, как альтернатива оперному театру. Собственно говоря, он существует, только без помещения, без поддержки правительства, музыкальной общественности?!

100 лет назад Г.Тукай произнес слова, оказавшиеся пророческими:

«Театр - и зрелище, и школа для народа,
Будить сердца – вот в чем его природа.
На путь неправедный он не дает свернуть,
Он к свету нас ведет, открыв нам правый путь»

«Халыкка дәрсе гыйбрәттер театр,
Куңелдә йоклаган дәртне уятыр.
Театр – яктылыкка, нурга илтә.
Кире юлга жибәрми, унга илтә».

Э.Низамов. Рок-опера «Алтын казан»

Всем участникам проекта хочется выразить огромные слова благодарности и признательности, пожелать новых побед, новых открытий! Большому кораблю – большое плавание!

И.Г.Хабибулина,
Почетный работник образования РФ,
преподаватель теоретических дисциплин
Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева