«Информатика – наука необъятная»


Матвеев В.Н.Шесть лет назад в 2005г. по приглашению Р.Г.Сабитовской, я пришел работать в Казанское музыкальное училище им. И.В.Аухадеевва, позднее переименованное в колледж, преподавать музыкальную информатику и синтезатор, как второй инструмент у пианистов. Был введен новый государственный стандарт «Музыкальная информатика».

Я написал свою «Рабочую программу» по этим предметам и приступил к делу. Как оказалось специалистов по этому предмету крайне мало и они работают в других сферах, зарабатывая приличные деньги. Я уже пенсионер и педагог по призванию. Мне было очень интересно работать со студентами, отдавая им весь свой накопленный опыт.

Информатика – наука необъятная. А «Музыкальная информатика» одна из ее разновидностей. Она как бы на стыке нескольких наук. Надо знать физику, акустику, психо-акустику, композицию, аранжировку, знать исполнительские особенности различных инструментов и многое другое. Поэтому я позволю себе познакомить Вас, кратко, с целями и задачами курса.

Программа учебного курса предназначена для студентов 2 курса дневного отделения всех специальностей Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева. Код дисциплины ОПД 06 мелкогрупповые занятия. Эта программа рассчитана на работу со студентами изучавшими информатику в объеме среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в объеме, предусмотренным дисциплиной «Математика и информатика» в общеобразовательном цикле ССУЗов культуры и искусства. Программа рассчитана на учебный план из расчета 2 часа в неделю в течение всего времени теоретического обучения, т.е. 72 часа (2 семестра).

Рабочая программа составлена в соответствии с ГОССПО второго поколения и отражает современные тенденции и требования к обучению и практическому владению компьютером и электронно-музыкальными инструментами, направлена на повышение общей культуры специалистов среднего звена, повышения качества профессионального образования, а также на достижение начального уровня компьютерной и технической грамотности специалистов.

Цель курса «Музыкальная информатика» является обучение студентов практическому владению компьютером, овладением нотного набора, цифровой записи и электронно - музыкальными инструментами, применяя их в своей повседневной и профессиональной деятельности.

Критерием практического владения ПК является умение свободно пользоваться компьютером на уровне пользователя операционной системы Мicrosoft Windows, а также умения работать в системе программ Microsoft Office. Владение ПК предполагает умение самостоятельно работать со специальными программами нотной верстки. МИДИ – редакторами, обработки, редактированию и записи звука, а также знание устройства компьютера, его составляющих и простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования.

Занятия по данному курсу имеют больше теоретический характер, но освоение курса должно сочетаться с практическими занятиями и творческой самостоятельной работой.

Громадное значение имеет в процессе обучения подключение к глобальной сети ИНТЕРНЕТ. Ее использование в качестве банка информации и как средства обмена информацией создает максимальную информативность студентов, повышает интерес к обучению.

Прослушав курс, студент должен быть в состоянии самостоятельно работать из рассмотренных за время учебы компьютерных программах. Уметь сформулировать свои творческие и профессиональные задачи, уметь сделать правильный выбор при покупке компьютера или другого музыкально-электронного оборудования.

В конце каждого семестра студент должен сдать зачет в форме устного или письменного опроса по пройденным темам или выполнить практическую работу по пройденным компьютерным программам.

В ближайшие годы 3-5 лет нас с ВАМИ ожидает научно-техническая революция, связанная с достижениями науки и техники в области нанотехнологий. Уже сейчас, мы можем пользоваться уникальными приборами на основе этих технологий. Различные сотовые телефоны постепенно превращаются в мобильные компьютеры, телевизоры, видео-телефоны и.т.д. Я не говорю уже о музыкальной технике, которая может умещаться на ладони. Вы можете себе представить цифровую, многоканальную, звуковую, порстудию на ладони. Они уже существуют и музыканты работают с ними. Скоро экраны мониторов и сами ПК можно будет наклеивать в любом месте, как этикетки или тату. Фантастика.

Появилась компьютеры с логическим мышлением, если раньше можно было выиграть у компьютера шахматную партию, то сейчас это практически невозможно. Объемы памяти и тактовая частота процессоров ПК достигла терабайтовых единиц. Даже мы, простые пользователи, можем уже спокойно купить в магазине эти приборы. Возможности электроники и компьютерной техники становятся безграничны. Благодаря нанотехнологиям человек будет вмешиваться в глобальные проблемы изменения климата планеты, решения энергетических проблем, а также проблем продуктов питания 6,5 млр. людей на земле. Я не говорю уже об освоении около солнечного пространства.

Наше правительство уделяет огромное внимание приоритетным направлениям в науке в области нанотехнологий. В.Путин, будучи президентом, выделил на эти направления в науке 130 млр. рублей, а Д.Медведев уже 600 млр. рублей. Был создан комитет при академии наук по нанотехнологиям, во главе с Чубайсом. Правительством России делается особый акцент на эти направления в науке. К сожалению, речь идет о том, чтобы не догнать или перегнать Запад, а не отстать от мирового уровня.

Перспективы развития музыкально-компьютерных технологий
в Казанском музыкальном колледже им. И.В.Аухадеева

В эпоху компьютерных технологий, очень интересно будет знать, что же будет такого интересного через 20-40 лет в музыкально-техническом развитии человечества. На протяжении жизни одного поколения, мы пользуемся выдающимися результатами достижений науки и техники, как само собой разумеющимся. Это – радио, телевидение, мобильные телефоны, авиация, транспорт, космические полеты, космический туризм и многое-многое другое, о чем мечтали люди в прошлом, воплощая свои мечты в сказках, о ковре самолете, о сапогах скороходах, о зеркальцах, которые показывают все на свете и.т.п. Мы с Вами, а также наши дети, пользуются мобильной сотовой связью, даже не задумываясь о том, что это воплощенная сказочная мечта прошлых поколений. Японцы умудрились уже создать робота, который прилично и профессионально играет на скрипке. Уже не говоря о роботах-домработницах и.т.п.

А наших детей ожидает еще большие чудеса. Я им даже немножко завидую, они будут жить в космосе, и на Луну будут летать, как на дачу, осваивать тайны мироздания и космического пространства т.к. технический прогресс остановить невозможно. Поэтому мы, педагоги, обязаны и должны шагать в ногу со временем. Учить студентов не только профессии, но и развивать их кругозор всесторонне, используя современные технические возможности. Этому способствует предмет музыкальная информатика.

Уже существует масса компьютерных программ, но в большинстве своем на английском языке: по элементарной теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, просто по литературе, различные энциклопедии, записи видео путешествий по странам и музеям мира. По созданию музыки на ПК, созданию нотных партитур, сочинению, импровизации, по изучению и переводу с разных языков, по обучению диалогу ПК с человеком, по стенографии, дизайну и многое, многое другое. Поэтому на уроках информатики, я использую не только этот программный софт, но, как педагог, занимаюсь просветительской и воспитательной работой. Путешествуя по странам мира, с помощью компьютера, мы знакомимся с музеями, творчеством художников и музыкантов, историей стран и континентов, делаем презентации, клипы, аранжировки, записи и сочиняем собственные композиции.

А еще, на общественных началах, я веду «Клуб любителей джаза» т.к. большой пласт современной джазовой музыки проходит мимо наших студентов. А джаз – это искусство импровизации. Эта музыка сразу, без перевода, идет от сердца к сердцу и понятна каждому. Весь курс музыкальной информатики, очень способствует интеллектуальному развитию кругозора студентов. Например: 28.03.10г. на Региональной олимпиаде по музыкальной информатике среди музыкальных училищ от нашего колледжа участвовало 9 человек. И все 3 призовых места заняли наши студенты, а остальные 6 человек стали дипломантами этой Региональной олимпиады (I место – Михайлова Мария, II место – Могилюк Антон, III место – Шаймухамедов Эмиль).

Не секрет, что какая-то часть студентов, не выберет профессию музыканта – профессионала, и, чтобы они не потерялись в выборе профессии, эти знания по музыкальной информатике многим дают шанс, найти свое место в жизни. Из практического опыта ближайших лет, я знаю, что некоторые студенты, так увлеклись этими компьютерными технологиями, что сменили профессию. Кто-то стал звукорежиссером, аранжировщиком, звукооператором на теле и радиостудиях. Многие стали зарабатывать на жизнь, больше чем наши преподаватели, будучи еще студентами. Мы можем предположить, что у нас в ближайшем будущем компьютерные обучающие технологии, получат широчайшее применение в дистанционном обучении.

Хотя на Западе такие формы обучения уже существуют и используются очень эффективно. Это позволяет предположить, что музыкальными познаниями будет владеть большее количество людей, чем сейчас. Не надо будет иметь общежитий, классы и другой материально-административной базы. Образование можно будет получать, не выходя из дома. А дипломы получать после выпускных экзаменов на месте. Доступность ПК и Интернета, создают невероятные условия для музыкального творчества. ПК дает человеку колоссальные возможности в желании попробовать себя в качестве композитора, аранжировщика, звукорежиссера, и.т.д.

Эти технологии, возможно очень скоро, потеснят трудоемкие музыкальные профессии, из-за которых, многие мальчики и девочки на 10-15 лет лишены своего счастья познания мира, занимаясь рутинной музыкальной работой без желания или по принуждению родителей. Радость музицирования, принесут изобретательно написанные компьютерные программы или умно сконструированные синтезаторы или ПК новых поколений.

А профессиональными виртуозами будут становиться лишь истинно талантливые и фанатично увлеченные музыкой, обучаясь по системе специальной школы при Казанской государственной консерватории. Как важно, чтобы каждый смог сам попробовать создать в музыке, что-то свое, а потом вынести это творение на обсуждение - например: в Интернет. И услышать о себе непредвзятое мнение со всех концов мира. Прекрасное творится в тишине, идеи и талант студента смогут ярче воплотиться в музыке с помощью мощной компьютерной техники. Ведь компьютер не знает технических пределов виртуозности. Но какой бы не была навороченная техника, последнее слово все-таки будет за человеком.

ПК, через Интернет, может собирать в реальном времени телеконференции, привлекать к ним выступления выдающихся и интересных людей, и все это не выходя из дома. Такое общение становится распространенным явлением во многих странах мира. Мы скоро тоже подойдем к этому. Можно будет давать мастер – класс и оказывать методическую помощь множеству людей, не выходя из аудитории. (Пример: студенты г.Нью-Йорка обучаются в Австралийском университете г. Сиднея по интернету).

Сегодня, к сожалению, не все музыканты- профессионалы поверили в будущность ПК, как нового музыкального инструмента для профессионального творчества и музицирования . Но он очень скоро станет таким же привычных инструментом в доме, как телевизор или холодильник. Но уж, если мы все-таки захотим послушать музыку живьем, нам никто не сможет в этом помешать посетить концертный зал или послушать музыку природы в лесу, на море, в горах.

Компьютерные технологии в музыке, бесспорно, имеют далекие и увлекательные перспективы. И в первую очередь ими обладают ученые в области информационных нано технологий, но никак не музыканты. И нам всем придётся их осваивать. Хотим мы этого или не хотим... Повторюсь, технический прогресс остановить невозможно. Его не остановят ни какие консерваторы. Они только смогут замедлить этот процесс. Думается, что будущее все-таки за компьютерными нано технологиями.

Матвеев Виталий Николаевич
Заслуженный работник культуры РТ
преподаватель музыкальной информатики
Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева

vitaliy.matveev2011@yandex.ru

вернуться