«Ах, эта свадьба, свадьба… или,
«Оперетта ворвалась нежданно, негаданно...»

 29 апреля 2011г. в Казанском музыкальном колледже им. И.В.Аухадеева в третий раз за прошедшие несколько лет вновь поставили музыкальную комедию «Свадьба в Малиновке», давно ставшей классикой оперетты, а экранизация фильма – классикой отечественного кино.

«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты

Фильм «Свадьба в Малиновке» вот уже много лет, с завидной стабильностью, каждый год идет на наших экранах.

В канун праздника Победы, праздника памяти, слез и радости, показывают его по телевидению, объединяя людей старшего и молодого поколения, воспевая любовь к своей Родине, семье, друзьям, провозглашая веру в доброту, честность, порядочность, жизнелюбие! Незамысловатый сюжет, красивые мелодии, передающие национальную самобытность музыки, продлевают жизнь оперетте.

Действие происходит в годы гражданской войны, вместе с тем, сюжет оперетты полон веселья, радости, юмора. В селе Малиновка все время меняется власть: то село захватывают белогвардейцы, то – красноармейцы…

Первая красавица Малиновки Яринка и пастух Андрейка любят друг друга и хотят сыграть свадьбу, но в село врывается банда атамана Грициана Таврического. Сам атаман хочет жениться на Яринке. Она бежит в лес к красноармейцам, которые разрабатывают план освобождения сельчан от врага.

Командир отряда Назар Дума просит Яринку разыграть свадьбу с Грицианом, тем самым отвлечь бандитов. Развязка происходит в конце оперетты: село занимают «красные», банда разгромлена, враг побежден… Идет подготовка к свадьбе, а затем и сама свадьба Андрейки и Яринки, разрешившаяся торжеством любящих сердец.

Первым композитором, написавшим оперетту «Свадьба в Малиновке» на либретто Л.Юхвида был украинский композитор А.Рябов. Более 30 лет он прослужил опереточному искусству, – так называемому, «легкому жанру», (к числу лучших его оперетт можно отнести «Сорочинскую ярмарку», «Майскую ночь» и, конечно, «Свадьбу в Малиновке»), – не случайно А. Рябова называют основоположником украинской оперетты.

Вскоре музыку к оперетте «Свадьба в Малиновке» пишет известный композитор Б.Александров, сын выдающегося композитора и дирижера А.Александрова – основателя и художественного руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Это была его первая советская оперетта на историко-революционную тему, написанная в 1937 году.

Вот уже 74-ый год оперетта не сходит с афиш, и до сих пор является одной из любимых, популярных отечественных оперетт. В чем секрет такого успеха?

«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты

С одной стороны, это удачное, искрометное либретто, которое написали Л.Юхвида и В.Типота. В нем правдиво, искренне и с любовью отображена жизнь, характер крестьян украинского села Малиновки.

С другой, – музыка оперетты отличается яркостью красок, лиризмом, драматургической цельностью, привлекает своим фольклорным русско-украинским колоритом, содержит типичные интонации советских песен 30-х годов (вспомним оперетты И.Дунаевского, М.Блантера и др. композиторов).

Все музыкальные номера органично связаны с действием, арии, дуэты удачно сочетаются с хоровыми, ансамблевыми сценами, с музыкой финалов. Точно найденная мера соотношения серьезного и комического, элементов комедийности и условности, также способствовала успеху оперетты. Кроме того, Б.Александров с большим интересом изучал украинский фольклор, профессионально использовал народные мелодии затем в своих произведениях, а также создавал свои, оригинальные, близкие народным.

И на этот раз студенты Казанского музыкального колледжа сыграли замечательный спектакль, полный радости и света, веселья и искрометности. Получилась настоящая актерская игра с пением и танцами, костюмами и декорациями.

Бессменный режиссер – постановщик этой оперетты, руководитель и дирижер класса «сценической подготовки» А.Ваганова со студентами колледжа поставила этот спектакль. Богатый опыт работы со студентами, высокий профессионализм, отличные знания оперных и балетных клавиров, свободное владение инструментом, абсолютный слух, знания основ классической гармонии, позволяют ей ставить такие прекрасные спектакли. Не зря А.Ваганова всегда становится «душой», а не только организатором, каждый раз создаваемого, состава для очередного спектакля.

Работа велась в трех направлениях: переложение клавира оперетты для исполнения ее молодыми певцами – студентами колледжа; создание рисунка танцев и непосредственная их постановка; оформление сценария (монологи, диалоги, реплики, порядок выхода на сцену молодых артистов, паузы и др.). Требовалась кропотливая, детальная проработка литературного и музыкального текстов.

С большим интересом, огромным энтузиазмом и ответственностью педагоги и студенты подошли к осуществлению данного проекта. В сентябре месяца провели кастинг: отобрали лучших на соответствующие роли. Начиная с октября стали проходить репетиции. Стоит к этому добавить многочисленные репетиции в зале с использованием костюмов и реквизита.

«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты

Процесс продвигался медленно. Просмотр фильма ребятам дал лишь общее представление хроники событий, но оперетта – другой жанр, в котором все прозрачно, никаких дублей в твоих выступлениях нет, на сцене ты находишься один (или с партнерами) в контакте с залом.

Особо хочется подчеркнуть, что педагог должен точно знать возможности голоса каждого студента для того, чтобы затем профессионально его использовать в работе, причем не в ущерб голосовому аппарату (отчасти поэтому приходится сокращать, делать купюры музыкального произведения для учебного студенческого театра).

Все участники оперетты проявили себя как главные герои спектакля, то есть каждый внес в создание своего образа частичку своей души, интеллекта, эмоционального накала, своей харизмы.

Назар Дума – командир бригады Котовского – в исполнении Руслана Закирова, был представлен интересно, глубоко, проникновенно, с полным пониманием роли отца, мужа, командира бойцов. Образ получился насыщенным, весомым, запоминающимся. Вторая его роль (а по сценарию их – 2) штабс-капитана Чечеля была исполнена ярко, элегантно и правдоподобно.

Характер Софии (жены Назара) в исполнении Надежды Юшмановой получился волевым, мужественным. Перед нами предстает женщина, которая одна растит свою красавицу дочь и 15 лет ждет своего любимого мужа, пропавшего на фронте. У Нади от природы красивый и сильный голос, богатый тембр, все это очень кстати подошло героине по сюжету.

Яринку (дочь Софии) прекрасно сыграла Эльвира Абзалова. Ей настолько удалась роль главной героини, что мизансцены с ней (особенно терцет с бойцами, дуэт с Андрейкой, с Грицианом) были исполнены свободно, без зажима, с хорошей пластикой, мимикой, танцами, и, конечно, с прекрасно звучащим голосом соловушки!

Образ Андрейки (возлюбленной Яринки) в исполнении Артема Высотина поначалу не получался. Мешало отсутствие опыта, зажим. Да и партии главных героев – самые сложные в оперетте по исполнению и игре на сцене для молодых певцов– студентов. Понятно, что оперетта рассчитана на взрослые, профессиональные, сильные голоса. В этом смысле нужна была серьезная и кропотливая работа над вокалом. В работе над партиями Артему очень помог его педагог по вокалу Роман Алексеевич Плеханов (кстати, единственный из преподавателей вокалистов). И Артем преодолел эти вокальные испытания: исчез зажим, свободнее и профессиональнее зазвучали его партии в плане тесситуры, голосоведения. Образ героя в дуэтах и сольном пении получился многоплановым: то это задорный, влюбленный в девушку казак, то нежный, смущенный пастушок, мечтающий о женитьбе с Яринкой, то одолеваемый ревнивыми мыслями мужчина. Первый выход Артема Высотина на сцену Казанского музыкального колледжа оказался тернистым, но счастливым!

Был и курьезный момент в оперетте: в первой сцене Андрейка целует Яринку, так всегда было на репетиции, на спектакле же не стал целовать, застеснялся и прикрылся своей шляпой.

Гапуся – Алиса Мамина. Это взрыв, буря, огонь, напор и в тоже время сама ласка, доброта, женственность, мягкость и улыбчивость. Перевоплощение от одного нюанса к другому было естественным и органичным, и самое главное, все это она смогла передать не только своими жестами, походкой, танцами, но и прежде всего тончайшими интонациями в голосе в передаче разных состояний своей героини.

На роль Нечипора Антонина Алексеевна долго не могла подобрать студента, уже хотела пригласить кого-нибудь из преподавателей. В один из уроков решила попробовать поработать с Машей Михайловой, которая буквально «вживалась» в этот образ старика: работала над каждым словом, интонацией, ритмом в диалогах, в кульминациях, паузах. Самое трудное было удержаться от смеха, играя в сценах с разными партнерами. Все мизансцены покоряют завершенностью образа Нечипора, отчетливостью, богатством красок.

Яшка (в исполнении Евгения Шорникова) первый раз появляется в сцене с Нечипором. Он рассказывает деду о том, что пробирается из плена в свое родное село Янковка. Сцена полна лукавства, шуток, доброты, ухаживаний за простодушной Гапусей, особенно в сцене, где Яшка обучает ее модному европейскому танцу «в ту степь». Сцена прошла на одном дыхании. Великолепным был заключительный танец, которому ребята отдали все силы, эмоции, чувства. В сцене с Комарихой Яшка был совсем другим: пораженный красотой, напором страсти, он читает стихи, словно оду, и просит руки Комарихи, которая в легком танце уводит опьяненного Яшку к себе.

«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты«Свадьба в Малиновке»: премьера оперетты

Комариха (Марьям Фаттахова) была очень убедительна и интересна: то быстрая, шустрая, жизнерадостная, немного ворчливая в первом акте, во втором – грустная и печальная, а в финале в диалоге и дуэте с Яшкой – нежная, обворожительная, когда просит Яшку остаться в селе, а когда уже зацепила артиллериста – коварная; то бурная, задорная в танце с военным человеком.

Грициан в исполнении Елены Глазковой был просто потрясающий. Честно говоря, роль была исполнена абсолютно по-мужски: здесь и сила, мощь, смена состояний, чувств, эмоций. Так перевоплощаться может далеко не каждый. На репетициях Лена заводила своих партнеров так, что те не могли отказать ей в многочисленных проведениях той или иной сцены. Полет фантазии, изобретательность, неуемность проявляла она на репетициях, каждый раз приходя с новыми идеями, с новыми мизансценами.

Попандопуло-адъютант Грициана Балясного (студент отделения сольного народного пения Рамис Галеев) выглядел разнохарактерным: то мягким, добрым, мудрым, то хитрым, лукавым. Песня и куплеты на «одесский» манер получились на славу.

Гречкосий, в исполнении Юлии Комбиковой, предстал перед публикой радостным, иногда возмущенным, забавным, постоянно отлынивающим от работы, но предприимчивым в смысле «добычи» пропитания и «гардероба».

Рыжая – бандитка в исполнении Гулюзы Кашаповой получилась настоящей. За те минуты, что была на сцене, она сорвала гром аплодисментов. Танго с Чечелем было прекрасным и темпераментным, нежным и страстным: глаза «играли», гибкий стан «переживал» музыку. Над танцем долго работали, несколько раз меняли композицию, и все замечательно получилось.

Балясного очень хорошо сыграла Лия Каюмова (представительница струнного отделения). Непросто было ей «вжиться» в образ отца бандита, но роль Лие удалась.

Весело, жизнерадостно провела свою роль Василина (Диана Галимова): в танцах она была непринужденной и заводной.

Бойцы: Петря (Данил Шаймуллин), Павло (Айдар Мухарлямов), Вася (Вадим Чагин) участвовали в оперетте в нескольких сценах и замечательно с ними справились. В ансамбле у них хорошо сливались голоса. Мужественно прозвучала песня «Ой, при лужку». В терцете с Яринкой они проявили себя бурно в пении и в танце. Заключительная песня прозвучала широко, лирично. Вадим провел свою песню глубоко, чувственно, голос прозвучал легко, певуче. Данил (Петря) был очень естественным, легким, ярким, темпераментным, проявил незаурядные актерские способности. Сцена с Яринкой получилась очень насыщенной, игривой, по-цыгански залихватской.

Вокальный ансамбль в исполнении Диляры Бареевой, Кристины Якушевой, Ларисы Мустаевой, Натальи Токаревой, Нели Гарифуллиной был всегда к месту, звучал мягко, проникновенно. В частушках хоровой ансамбль был зажигательным, искрящимся, с юмором. В военной песне – серьезным и задушевным.

Замечательно выступили маленькие малиновцы: Алена и Настя Тайматовы, Диана Серегина, Маша Хамзина – любопытные, шустрые дети отлично справились со своей ролью.

Особо хочется отметить концертмейстера Веронику Владимировну Сидинкову, которая блестяще справилась со своей ролью. Отличный слух пианистки давал возможность услышать не только звучание рояля, но и звучание скрипок, виолончелей, флейты и других инструментов. Вероника Владимировна не давала студентам повода делать ненужные паузы, сокращать длительности, – все это сделано на «отлично».

Лиля Исмагилова (альт), Артур Урманшин ( труба), Юрий Попов (баян) также очень постарались и внесли в инструментальный ансамбль свой шарм.

В художественном оформлении спектакля студенты вокального отделения принимали активное участие, писали и рисовали декорации, вышивали рушники с украинским орнаментом, украшали фартуки, кроили и шили шапки, фуражки, санитарную сумку, планшет, сами мастерили утварь и многое другое.

Словом, спектакль получился замечательный. Сожалели, что он закончился, хотелось продолжения. Оперетта – жанр сложный, требует определенных умений и навыков, которые, как раз, и приобретаются в процессе изучения, постановок такого рода спектаклей. Хотелось бы, чтобы ребята не теряли наработанное, и радовали бы нас новыми спектаклями. Пожелаем всем удачи и новых свершений!

Фоторепортаж с постановки

И.Г.Хабибулина,
Почетный работник образования РФ,
преподаватель теоретических дисциплин
Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева

вернуться