Как рождается музыка?

Беседа автора передачи «На волне Татарстана» Гульнары Салмановой
с руководителем класса композиции Казанского музыкального колледжа
Светланой Владимировной Зорюковой

Зорюкова Светлана ВладимировнаКак рождается музыка? На этот вопрос порой не могут ответить сами композиторы, ведь творчество – это великое таинство. Считается, что каждый из нас наделен особыми творческими способностями. Особенно ярко они проявляются в детстве. А если хватит упорства и сил, то человек пронесет эту божью искру через всю жизнь и порадует человечество новыми творениями.

Воспитанию новых творческих дарований большое внимание уделяет заслуженный деятель искусств РТ, композитор, преподаватель класса композиции Казанского музыкального колледжа Светлана Владимировна Зорюкова.

Светлана Владимировна учит не только сочинять, но и любить музыку, поскольку сама невероятно увлечена и предана своей профессии. В чем суть творчества и можно ли научить ребенка сочинять музыку? Об этих и других вопросах мы побеседуем со Светланой Владимировной сегодня .

Видя ребенка, слыша его первые шаги в музыку, можете ли вы определить его творческую перспективу: стоит ли ему заниматься этим сложным делом или нет?

С.В. Земля Татарстана очень богата талантами. Меня очень радует, что у нашей композиторской школы есть большое будущее.

Да, одаренного человека слышно сразу: его мышление, его индивидуальность... Конечно, очень многое зависит от обстоятельств, сложатся ли творческая судьба или нет, но потенциал ребенка слышен с детства. Я сама начала сочинять с шести лет и дальше активно занималась композицией.

Здесь очень большую роль играет характер человека: если есть сила воля, если есть в хорошем смысле слова фанатизм, одержимость желанием творить, если человек понимает, что в этом смысл его жизни, то значить маленький человек способен эволюционировать как художник. Самое главное качество композитора, на мой взгляд, это желание и способность самосовершенствоваться – вырабатывать разную технику, пробовать в себя в разных стилистических направлениях, нырять в разные параллельные музыкальные миры, пробовать себя в разном: и в современной компьютерной музыке, и в инструментальной, и вокальной музыке.

Конечно композитор – это созерцатель, отстраненный человек: он должен парить над суетным миром, наблюдать и впитывать то, что происходит в той эпохе, которой он живет. Однако в современном мире он должен быть очень сильным. И, самое главное, он должен любить музыку. Ведь любовь – это самая главная движущая сила и в жизни, и в искусстве.

Непросто научить детей сочинять музыку. Сочинение музыке – дар свыше. Сейчас, в век компьютера остается ли в жизни современного ребенка место для творчества? Ведь можно запустить программу, и с легкостью написать произведение для симфонического оркестра?

Самое главное, это суть музыкального произведения, какая-то заложенная в нем интересная идея. То, какими средствами это воплощается уже не так важно.

Светлана Владимировна, что происходит сейчас в вашем творчестве?

Я продолжаю работать над произведениями различных жанров: это и детская музыка для кукольного театра, и крупные сочинения для симфонического оркестра. Сейчас я сотрудничаю с кукольным театром и этой работой очень дорожу: нет более искреннего и непосредственного в выражении своих чувств зрителя, чем ребенок. Самое большое счастье, когда твоя музыка нравится детям.

Интервью вела Гульнара Салманова
Передача «На волне Татарстана» ГТРК «Новый век», 2009 г.

вернуться