Карло Гоцци на казанской сцене

Событием текущего года в музыкальной студенческой жизни города Казани стала постановка оперы Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», премьера которой состоялась 4 марта в Большом концертном зале им.С.Сайдашева.

Вниманию публики была предложена опера по мотивам сказки Карло Гоцци о прекрасном Принце-ипохондрике, освобождающим заточенную в апельсин принцессу от чар ведьмы Фата Морганы. Король Треф, обеспокоенный тем, что его сын умирает от тоски, приставляет к нему Труффальдино, человека, умеющего смешить. Бал с клоунами и шутами не в состоянии развеселить Принца. Лишь когда прикинувшаяся бедной старухой злая ведьма, проникшая на бал с целью не дать своими злыми чарами Принцу излечиться, оступившись, падает, - вот тут Принц разражается неудержимым хохотом. В отместку Фата Моргана обрекает Принца на страсть к трем апельсинам и тот устремляется на их поиски. Преодолевая всяческие препятствия, он в конце концов крадет апельсины. В одном из них, после новых злоключений, он находит свою невесту…

Спектакль встретил теплый прием у публики, получил хорошую оценку, подарил яркие и незабываемые впечатления.

В новой постановке задействовано 210 человек. Среди них: симфонический оркестр КГК имени Н. Жиганова (дирижер Юрий Карпов)  — 85 человек, хор КГК (худ. руководитель заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Владислав Лукьянов), хор КМК имени И.Аухадеева (худ. руководитель заслуженный деятель искусств РТ, профессор Алевтина Булдакова)  — всего более 100 человек. Режиссер  — народный артист РТ Мнир Соколов. Режиссер по пластике  — заслуженный деятель искусств РТ Рустем Фаткуллин. Хореограф - Таисия Иссина. Концертмейстер  — лауреат международного конкурса Татьяна Сафонова. Наконец, идейный вдохновитель, организатор  — профессор, художественный руководитель музыкального театра КГК, заслуженный деятель искусств РТ  — Альфия Заппарова.

Спектакль не состоялся бы без поддержки ректора Казанской государственной консерватории Р.К.Абдуллина и директора Казанского музыкального колледжа А.А.Заппарова.

Немного истории

Вернемся на 91 год назад. 1919 год. С.С.Прокофьев молод, ему 28 лет. Он талантлив, жизнерадостен. Вот, что писал о нем Борис Асафьев: «Вот дивное дарование! Огненное, живительное, брызжущее силой, бодростью, мужественной волей и увлекающей непосредственностью творчества. И нам, современникам, появление Прокофьева может даже казаться странным: наша ли жизнь, наше ли время отражается в его творчестве?».

Сказка Карло Гоцци привлекла молодого Прокофьева стремительностью развития сюжета, неожиданными поворотами, забавными ситуациями, острым юмором, пародийностью, яркостью образов.

Слушая оперу Прокофьева, можно догадаться, что прародитель сюжета  — Карло Гоцци выступал против любых литературных новаций и, вообще, являлся консерватором в искусстве. В 1757 году в комическом альманахе «Парусник власти» (La Tartana degli influssi) и в 1761 году в Причуднице Марфизе (La Marfisa bizarre), поэме-сатире на венецианское общество, Гоцци выступил с нападками на К.Гольдони и П.Кьяри, которые в своих пьесах отказывались от традиционной комедии дель арте с ее персонажами-масками и отдавали предпочтение реализму. К.Гоцци «боролся за право поэзии, фантазии и условности в театре и обвинял реалистов в приземленности и не способности хоть как-то трансформировать реальность своих произведений. Воскрешая традиционную комедию масок, Гоцци написал ряд сказочных пьес, названных им «фьябами». В основу сюжетов таких пьес легли детские сказки. Сами пьесы отличаются необычностью обстановки, чудесными превращениями и наличием знакомых персонажей-масок  — Панталоне, Труффальдино...

Сам Карло Гоцци отзывался о ней так: «Единственной целью, которую я преследовал этой пьесой, было выяснить, насколько характер публики восприимчив к такому детски сказочному жанру на театральных подмостках. Из моего точного разбора по воспоминанию читатель убедится, что представление это было настолько смелым, что граничило даже с дерзостью. Истину никогда не следует скрывать. Никогда еще не было видано на сцене представления, совершенно лишенного серьезных ролей и целиком сотканного из общего шутовства всех персонажей, как это было в данном сценическом наброске. Пьеса была представлена труппой Сакки 25 января 1761 года, в театре Сан-Самуэле в Венеции…».

Б.Асафьев писал, что «…Прокофьев через мир сказочных конфликтов вызывает светлый здоровый смех, а с ним и через него волю к жизни, стремление, сильное и всеохватывающее, к радости, к преодолению всякого рода косных помех, лжи, коварства, бездеятельности и мертвого прозябания».

С. Прокофьев видел в сказке К. Гоцци интересную почву для оригинальных музыкальных построек, что, правда, совсем не помешало сохранить сатирический характер пьесы, но не едкий  — ведь сказочный сюжет просто обязывает ставить во главу угла не высмеивание, а образность и непредсказуемость всего представления. Молодого композитора в сказке привлекли поэтичность вымысла, жизнеутверждающая основа народной фантастики, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры.

С. Прокофьев проявил себя, как неистощимый экспериментатор и смелый новатор во всех компонентах оперной драматургии: в развитии сюжета, в характеристике персонажей, в музыкальном языке.

Премьера оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 года на французском языке. Партию Принца исполнил Хосе Мохика, Принцессы - Жанна Дюссо, Труффальдино - Октав Дюа, Короля Треф  — Джеймс Френсис, Принцессы Клариче  — Ирен Павловская. За дирижерским пультом стоял сам С.Прокофьев. Успех, по словам композитора, был оглушительный.

Большой театр представил оперу 19 мая 1927 года. Режиссер  — А.Дикий, художник  — И.Рабинович, дирижер  — Н.Голованов. Роли исполняли: А.Нежданова  — Нинетта, Н.Обухова  — Клариче, В.Петров  — Король Треф. Это была первая постановка оперы в Москве и первое обращение советской сцены к творчеству Прокофьева. Композитор говорил, что «хотел создать просто веселый спектакль». Анатолий Луначарский назвал его искрящимся «бокалом шампанского».

«Любовь к трем апельсинам» ставилась в ленинградском Малом театре оперы и балета в 1964 году, а через 27 лет прозвучала в Мариинском театре, под управлением В.Гергиева. Поставил оперу французский режиссер, лауреат «Золотой маски» Ален Маратра, увидевший в этом произведении «историю о сегодняшнем времени», о том, как настоящая любовь помогает герою найти свой путь в мире.

Радостная, полная открытий опера, с большим успехом вернулась на сцену Большого театра Москвы в 1997году в постановке всемирно известного английского режиссера, писателя, драматурга, актера сэра Питера Устинова.

«Любовь к трем апельсинам» ставилась не только в России, но и во всем мире. За рубежом выделяются постановки в Берлине (1968, театр «Комише опер», режиссер В. Фельзенштейн), Милане (1974, театр «Ла Скала», режиссер Дж.Стреллер) и Мюнхене (1991, режиссер Ю.Любимов).

Так держать! Новых премьер!

Оперу «Любовь к трем апельсинам» в Казанской консерватории хотели поставить давно. Сделать это было не просто. Ведь при кажущейся легкости жанра опера трудна в постановочном и исполнительском плане не только для студентов, но даже и для профессионалов.

Особенно хотелось бы отметить удачную работу солистов — студентов КГК, которые доставили зрителям истинное удовольствие правдивой игрой. Видно было, как много они старались для воплощения своего образа.

Наибольшую благодарность публики заслужили четыре исполнителя: Рузиль Гатин (Труффальдино), Игорь Барбаков (Принц), Павел Крючко (Панталоне) и, конечно же, Кухарка — (бас) Андрей Пугачев, образ которого очень запомнился зрителям своей эскцентричностью, гротесковостью.

Рузиль Гатин - обладатель голоса прекрасного тембра, который заполняет весь зал. Рузиль очень артистичен и пластичен, у него отличная дикция (а ведь в этой роли она так важна!).

Игорь Барбаков (Принц) любезно согласился ответить на несколько вопросов:

Каким вы видите образ Принца

В этой опере 2 образа Принца. Первый — Принц, болеющий меланхолией. Ему ничего не нужно, дворцовые интриги замучили его. Второй образ - это влюбленный в три апельсина человек, внутри которого происходит что-то фантастическое: бесстрашно преодолевая все препятствия, принц добывает три апельсина.

Чем интересна опера Прокофьева?

— Эта опера интересна тем, что в ней нет арий. Певец контактирует с партнером, а не ждет реакции публики.

— Какие эпизоды Вам больше всего нравятся?

— Смех на балу и сцена с принцессой  — вот наиболее яркие и интересные эпизоды оперы. Могу заметить, что в либретто оперы есть такие слова: «Принц исцелится, когда он засмеется; все засмеются, когда он исцелится». И действительно, с Принцем смеялся весь зал.

«Оправу» солистам в постановке составили хор студентов консерватории и музыкального колледжа, которые создали атмосферу сказочности, легкости, жизнерадостности. Им очень удались роли Трагиков, Комиков, Лириков и Чудаков.

Атмосфера энтузиазма, любви к искусству, желания подарить зрителям частичку своей души царила в этот замечательный вечер!

Анна Орехова, студентка 1 курса теоретического отделения
Регина Бикчантаева, студентка 1 курса теоретического отделения
Марьям Фаттахова, студентка 1 курса отделения академического пения
Наталья Барскова, студентка 3 курса теоретического отделения
2010 г.