«Из истории отделения Академического пения»

Рассказывает преподаватель отделения
Эста Зиновьевна Грунина

фрагмент документального фильма
«Музыка в потоке времени»
(ГТРК «Татарстан», 2004 г.)

 

Интерес к профессиональному пению в Казани возник задолго до появления специальных музыкальных учебных заведений.  В XIX веке существовал  городской театр, уже имевший интересную и богатую историю, Императорский университет, в котором была должность музыкального учителя, организовались любительские оркестры и хоры. Большой популярностью пользовались частные классы пения  К.И Гриняски, Л.А. Фуллон, М.Л. Генжиан, Ю.Ж. Закржевского, Ф. А. Вальер, А.П. Ухтомской-Баронелли, М.И. Долиной, Е.Г. Тигерстедта, С. В. Гилева.

После открытия в  1904 г. на базе музыкальной школы  Р.А. Гуммерта Казанского музыкального училища, сформировался замечательный педагогический коллектив, состоявший из выпускников столичных консерваторий. В классе вокала преподавали Е.А.Смагина, С.А.Гепнер, М.И.Михайлов. Студенты оперного класса ежегодно исполняли отрывки из русских и европейских опер: «Вольный стрелок» Вебера, «Жизнь за Царя», «Руслан и Людмила» Глинки, «Фауст» Гуно, «Трубадур» Верди, «Евгений Онегин»  Чайковского.  У  казанской публики эти постановки имели большой успех.

Бесценный опыт старейшего музыкального учебного заведения Казани оказался исключительно востребованным и в последующие годы Советской власти. Под руководством нового директора КМУ  А.А. Литвинова осуществляются концертные постановки  опер «Фауст», «Аида», «Русалка», «Евгений Онегин». А.А.Литвинов приглашает работать в училище профессиональных вокалистов, среди которых С.А.Гепнер, О.В.Замбелли-Молоткова, Н.В.Константиновская,  Е.Г Ковелькова, Ф. А.Ошустович.

Екатерина Георгиевна Ковелькова - известная российская оперная певица, отдавшая искусству более 60-ти лет жизни. Закончив артистическую карьеру, она тридцать лет занималась педагогической деятельностью и сыграла большую роль в развитии вокального образования Казани. Е.Г Ковелькова – заслуженная артистка и заслуженный деятель искусств ТАССР - владела несколькими языками: французским, немецким, итальянским и татарским. Знание языков для оперной певицы чрезвычайно важно. Это позволяет более глубоко прочувствовать  сценический образ, облегчает процесс выучивания партий, свидетельствует о глубокой внутренней культуре.

Е.Г. Ковелькова воспитала около шестидесяти певцов, среди которых народная артистка РСФСР и ТАСС М. Рахманкулова, народная артистка ТАССР З. Байрашева,  народная артистка ТАССР Г. Кайбицкая, народный артист ТАССР У. Альмеев, заслуженный артист ТАССР Ю. Гизатуллин и многие другие.

Е.Г.Ковелькова  создала собственную систему методологии обучения искусству пения. В своей статье «Некоторые методические принципы ведущих педагогов–вокалистов Татарии» профессор Казанской консерватории В. Воронов пишет: «Она была прекрасным педагогом, замечательным человеком и товарищем. Эти качества снискали ей глубокое уважение всех знавших ее и имели большое влияние в формирование студентов. Она воспитывала в своих учениках дисциплинированность и строгую требовательность к себе, самокритичность, любовь к труду, уважение к людям, преданность своей родине».

В военный период было подготовлено много специалистов, и среди них будущие  артисты оперного театра  З.Хисматуллина, Н.Лучинина, Г.Сайфуллина, К.Шамсутдинова.

В послевоенный период, несмотря на открытие в 1945 году Казанской консерватории,  училище продолжает играть исключительно важную роль в жизни республики. Сам уровень среднего музыкального образования вырос благодаря высокой квалификации педагогического коллектива, в котором  работали  маститые ветераны В.А.Рошковская, Е.Г.Ковелькова, и недавние выпускники консерваторий К.З.Щербинина, В.А.Лазько, А.И..Волынская, Д. Карсавин, Е.А. Абросимова.

В 1948 году на работу в училище приглашают Константина Ефимовича Цветова, который одновременно преподает в  Казанской консерватории.  Это прекрасный  певец (драматический тенор) и педагог, внесший достойный  вклад в дело подготовки и воспитания профессиональных певцов.  Среди его наиболее успешных учеников народная  артистка РСФСР и ТАССР З. Хисматуллина, народные  артисты ТАССР  Г. Сайфуллина, Р. Билялова, артисты  К. Якубов, К. Басыров, заслуженный  деятель искусств ТАССР В. Лазько и др. Педагогические  принципы  К.Е. Цветова основаны на утверждении, что настоящий артист должен быть обладателем  не только отличной  техники, но и  высокого,  развитого интеллекта. Он настойчиво рекомендовал студентам присутствовать на уроках по вокалу у своих сокурсников. Это расширяло кругозор и помогало лучше  усвоить особенности его педагогического метода.   

В период с 1950-1956 годы в КМУ работала Зюгра Гиреевна Байрашева  - выпускница  Казанского Восточного техникума  и Московской консерватории. З.Г. Байрашева – обладательница лирического сопрано, была ведущей солисткой Татарского оперного театра, оставила в памяти зрителей множество ярких сценических образов. Она исполнила главные партии в первых татарских операх – «Сания» Г. Альмухаметова, В.Виноградова, С. Габяши, «Качкын» («Беглец»), «Ирек» («Свобода»), «Ильдар», «Тюляк» Н. Жиганова. Так же принимала участие в первых постановках классических опер: «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Фауст» Гуно и др.

Много лет, вплоть до 2012 года, проработала в училище заслуженный работник культуры ТАССР Клавдия Захаровна Щербинина. Одновременно она преподавала в Казанском университете культуры и искусства и на протяжении двадцати с лишним лет работала консультантом Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. У Клавдии Захаровны около ста двадцати учеников, среди которых народные артистки А. Туишева, В. Ганеева и другие. Обладая выразительным лирико-драматическим сопрано, она не сделала яркой сольной карьеры. На вопрос «Не жалеете ли Вы об этом?», отвечает: «Нет, я благодарна Богу именно за то, что он наделил меня талантом педагога. Мне всегда было интересно научить людей тому, что я могу сама».

Сейчас на отделении сольного академического  пения работают  представители разных поколений  высокопрофессиональных  преподавателей: Р.И.Ермохина, Л.И.Церковникова, Т.М.Яковлева, Э.З.Грунина, Н.А.Щукина, И.А.Горбунова, Е.Б.Захарова, Р.В.Плеханов, Н.В.Филиппова. Многие из них являются выпускниками Казанского музыкального училища (К.З.Щербинина, Э.З.Грунина,  Т.М.Яковлева, Н.В.Филиппова),  Казанской консерватории, выпускницей  Астраханской консерваторий является  Т.М.Яковлева.   Под их  руководством  студенты изучают искусство академического вокала и овладевают необходимыми  навыками. Это правильное дыхание, звукоизвлечение на опоре, четкая дикция и артикуляция, чистое интонирование, артистичность и эмоциональная выразительность.

Обязательными предметами  на вокальном отделении являются  такие предметы, как «Сценическая подготовка», «Культура речи», «Мастерство актера».   Ведь для всестороннего формирования будущего артиста важна не только постановка голоса. Огромное значение имеет артистическое обаяние,  умение свободно держаться на сцене, владеть вниманием зала, доносить  смысл музыкально-поэтического текста. 

Результаты сотворчества мы видим на открытых спектаклях, собирающих полный зал зрителей. Под руководством преподавателя  А.А.Вагановой были поставлены  оперетты Б.Александрова «Свадьба в Малиновке», Ю.Милютина «Трембита», И.Штрауса «Летучая мышь», мюзикл французского композитора Пресгурвика «Ромео и Джульетта», опера Н. Римского-Корсакова «Майская ночь», музыкальный спектакль по мотивам одноименного фильма с музыкой Г.Гладкова «12 стульев». Хор студентов отделения академического пения  принимал участие  в постановке опер  П. Чайковского «Евгений Онегин», С.Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», оперетты И. Кальмана «Сильва», осуществленной силами Оперной студии Казанской государственной консерватории.

В  последние годы наметились новые тенденции в подготовке студентов-вокалистов.  Помимо традиционной квалификации «Артист-вокалист» выпускники получают квалификацию «Преподаватель». В процессе обучения  студенты осваивают три модуля – это исполнительская, педагогическая и организационная деятельность. Инновационными  являются второй и третий модули. В рамках модуля «Педагогическая деятельность» на отделении академического вокала изучаются  такие дисциплины, как педагогические основы преподавания творческих дисциплин, охватывающие вопросы педагогики и психологии, учебно-методическое обеспечение учебного процесса, подразумевающее изучение вопросов методики преподавания и изучения педагогического репертуара, педагогическая практика. В рамках модуля «Организационная деятельность» предлагается изучение ряда   совершенно новых дисциплин: основы менеджмента, связи с общественностью, дирижирование, аккомпанемент, хоровое сольфеджио. Традиционно  будущие певцы изучают такие предметы, как «Культура речи», «Мастерство актера», «Сценическая подготовка».

Лучшие выпускники Казанского музыкального колледжа обучаются  в высших музыкальных учебных заведениях  Казани, Москвы, Петербурга и других городов России.  Самые талантливые  продолжают служение высокому искусству в различных театральных труппах страны.  В молодежной труппе Большого театра   работает Юлия Мазурова, в «Новой опере» (г. Москва) – Марина Нерабеева, в театре оперетты в Петербурге – Александр Чурсин, в Краснодарском музыкальном театре – Гульнара Низамова, в Ижевском оперном театре – Ирина Самойлова.

 

Материал подготовлен Г.Н. Мухтаровой и Р.М.Бикчантаевой

вернуться